|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Мировая политика"
> Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 04-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2018
Коновалова К.А. - Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы»: пример Республики Беларусь |
|
c. 1-10
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.19446
Аннотация: Объектом настоящего исследования является воздействие иностранной мягкой силы на Республику Беларусь (РБ) как одно из государств постсоветского пространства. Предметом исследования автор видит специфику стратегий вовлечения РБ в пространство своего "мягкосилового" влияния у таких внутри- и внерегиональных игроков постсоветского пространства, как Россия и Европейский союз; внутри последнего также выделены Польша и Литва. В отношении приведенных стран (группы стран) автор анализирует особенности их проектов ценностно-идеологического вовлечения Белоруссии в орбиту своего "мягкосилового" влияния, а затем характеризует инструментарий такого влияния. В исследовании используются общелогические методы и методы науки о международных отношениях, такие как исторический, компаративный. Задействован также метод работы со статистическими данными. Новизна данного исследования заключается в том, что автор определил цивилизационно-идеологические предпосылки вовлечения РБ в орбиту иностранного "мягкосилового" влияния, а также в том, что обозначаются причины несостоятельности российской "мягкой силы" применительно на белорусском направлении и предлагается некоторый механизм ее коррекции. Автор приходит к выводу, что в настоящее время вокруг Белоруссии существует "мягкосиловая" в широком смысле российско-европейская конкуренция. При этом такое национальное "мягкосиловое" влияние, как, к примеру, польское, не сливается по своему содержанию и целям, с общеевропейским, а представляет собой отдельный феномен, что следует учитывать России. Российская «мягкая сила» на белорусском направлении хорошо институционализирована, но ее концептуальное содержание требует обновления, с одной стороны, с учетом современного состояния отношений двух государств и духовно-интеллектуальным запросов новых поколений белорусского общества и, с другой стороны, ввиду того, что европейские цивилизационно-идеологические проекты в текущих условиях представляют очень жизнеспособную альтернативу Русскому миру.
Региональные конфигурации международных отношений |
Аватков В.А. - Тюркский мир и тюркские организации |
|
c. 11-25
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.26047
Аннотация: Объектом исследования является многонациональный тюркский мир и международные тюркские организации, предметом – действия отдельных стран, прежде всего Турецкой Республики, в отношении тюркских государств мирового пространства. Целью исследования является выявление причин, по которым сегодня международные тюркские организации занимают значимое место в системе международных отношений. Автором также рассматриваются важнейшие аспекты и история формирования новой подсистемы современных международных отношений – тюркского мира, а также роль акторов мировых процессов, участвующих в его создании. Автором проводится краткий анализ становления пантюркистских настроений в Турции и поэтапное распространение этих идей на территорию постсоветского пространства и Российской Федерации в 1990-х годах посредством тюркских организаций и других инструментов «мягкой силы», а также осуществляется попытка обосновать принципы работы таких турецких организаций, как ТИКА и ТЮРКСОЙ и их основные задачи. В ходе исследования были рассмотрены принципы взаимодействия тюркских государств друг с другом, а также с внешними игроками в политической, экономической и социокультурной сферах. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что стремления Турецкой Республики распространить свои ценности – результат политики «неоосманизма», где тюркский мир используется как одно из средств укрепления своих позиций на мировой арене на пути государства к трансформации в надрегиональную державу.
Теория и методология международных отношений |
Чеботарев Ю.А. - Либеральный межправительственный подход в контексте современных региональных исследований на примере Латинской Америки |
|
c. 26-34
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.26333
Аннотация: Работа рассматривает вопрос теоретического базиса современных региональных исследований и сравнительной интеграции. Освещается вопрос формирования существующих интеграционных теорий и их особенностей; фиксируется историческая доминанта западноевропейского опыта в процессе создания теорий интеграции. Отмечаются коренные различия между контекстом западноевропейской интеграции и региональными процессами в большинстве других регионов мира. Приводится краткое описание либерального межправительственного подхода, его истоков, истории и обстоятельств его разработки и причины его широкой применимости. В качестве примера приводится опыт региональных инициатив Латинской Америки, их специфика и основные принципы функционирования, их отличие от западноевропейской практики и соответствие латиноамериканского опыта гипотезам либерального межправительственного подхода, объяснимости современных явлений латиноамериканского регионализма на его основе. Делается вывод о применимости ЛМП в современных исследованиях региональных организаций как базового теоретического подхода, высказываются предположения о его возможной доадаптации, подчёркивается актуальность направления и необходимость теоретической работы по осмыслению и систематизации опыта практических исследований и региональной специфики.
Вардан К. - Причины провала турецкой модели по урегулированию конфликтов в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии в 2008 году (“Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе») |
|
c. 35-44
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.26411
Аннотация: Объектом исследования является анализ причин неудачи “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”. Несмотря на ряд субъективных и объективных причин, которые повлияли на воплощение в жизнь турецкой инициативы, отдельную роль нужно отвести роли двухсторонних отношений Турции со странами Южного Кавказа и с Россией. Исследование позволит понять важность вышеупомянутого фактора в провале турецких инициатив по обеспечению мира и выявить основные причины недоверия стран к региональной политике Анкары. Для изучения выше поставленных объектов научное исследование опиралось на принципы историзма и научной объективности. В ходе исследования использовался метод сравнительного анализа исторических событий, которые повлияли на тему научной работы. Новизна научной работы заключается в выявлении влияния двухсторонний отношений между Турцией и странами вовлеченные в новую модель региональной безопасности. Исследование также даст возможность подчеркнуть ожидания и опасение стран Южного Кавказа, Турции и России от “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”.
Шлюндт Н.Ю. - В поисках путей повышения эффективности международно-политического влияния: конвергенция финансовых мер давления и киберпространственных операций во внешней политике современных государств |
|
c. 45-51
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.26006
Аннотация: В представленной статье анализируются новые средства международно-политического влияния, а именно киберфинансовые инструменты, представляющие собой следствие конвергенции традиционных финансовых мер давления со ставшими уже широко распространенными киберпространственными операциями. Автор поднимает общие вопросы, касающиеся конвергенции в политике, рассматривает предпосылки появления, объекты, виды и преимущества киберфинансовых инструментов внешней политики современных государств, подчеркивая, что они позволяют актору, принявшему решение об их применении, оставаться инкогнито и не уничтожать выгодные для него отношения экономической зависимости. Достигая поставленных перед собой целей, автор обращается к контент-анализу специализированной научной литературы, посвященной соответствующим тематикам, методу классификации, выделяя виды киберфинансовых инструментов, а также к изучению конкретных ситуаций, которые подтверждают выдвинутые предположения. Автор приходит к выводу, что на фоне взаимопроникновения, конвергенции финансовой инфраструктуры и киберпространства происходит появление ряда новых инструментов внешнеполитического влияния, которые можно назвать киберфинансовыми инструментами. Они все чаще оказываются предпочтительными средствами борьбы на мировой политической арене, используемыми как напрямую государствами и их союзами, так и через их прокси-акторов. Применение этих инструментов несет с собой как большую эффективность международного давления, так и новые риски и угрозы.
Кубасова М.А. - Китай во внешней политике России: возможности и угрозы |
|
c. 52-57
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.21027
Аннотация: Предметом исследования являются российско-китайские отношения на современном этапе. В статье рассматривается процесс реализации наиболее масштабных совместных проектов и соглашений в экономической сфере. Подчеркивается особое значение Китая в реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Выделены возможные угрозы для России, связанные с усилением роли Китая в мировой политике. Проанализированы области возможной конкуренции между Россией и Китаем: соперничество в Африке, Латинской Америке и других перспективных регионах. Отмечена взаимозависимость экономик двух стран в сфере прямой торговли, на сырьевом и финансовых рынках. Методология исследования включает теоретический анализ научной литературы и официальных документов по исследуемой проблеме; изучение, обобщение и анализ информации о состоянии российско-китайских отношений и возможных негативных последствиях данного сотрудничества для Российской Федерации. В качестве основных выводов к данной статье следует выделить такие положения: 1. В настоящее время Россия является основным приоритетным партнером Китая. Китай также занимает ключевое положение во внешней политике России. 2. Современное состояние российско-китайских отношений позволяет говорить о значительных финансовых выгодах, получаемых от реализации проектов обеими странами, и усилению положения двух стран в мировой политике в ходе данного сотрудничества. 3. Существует значительное количество угроз для экономики России от сближения с Китаем, однако данные проблемы можно решить с помощью дальнейшей диверсификации и укреплению собственных региональных структур.
Коломейцева Н.А., Коломейцев Ю.Ю. - Российский Дальний Восток в геоэкономическом пространстве АТР: институциональная трансформация |
|
c. 58-64
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25812
Аннотация: Предметом данного исследования является институциональная трансформация российского присутствия в политико-экономическом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором выделяются факторы, препятствующие процессу интеграции России в АТР и, наряду с ними, аспекты федеральной "восточной" политики, преломляющие негативные тенденции на данном участке внешней политики государства. В качестве одной из переменных институциональной трансформации выделяется количество международных форумов, организованных российской стороной за последние пять лет. Проведенный анализ свидетельствует о том, что пик активизации "восточного" внешнеполитического вектора РФ приходится на момент резкого ухудшения межгосударственных отношений на "западном" направлении. В статье задействован обширный первичный материал, подобранный исследователем из различных источников, на основе которого применяется системный поход в целях определения формата происходящей трансформации на внешнеполитическом векторе РФ. В данном исследовании автором приводятся несколько противоречивых тенденций протекания процесса интеграции России в АТР и анализируются созданные Россией, а также странами и организациями Азиатско-Тихоокеанского региона институты, способствующие вхождению РФ на крупнейшие рынки наиболее развивающегося и населенного мирового региона. В заключении делается вывод о меняющейся роли России в геоэкономическом пространстве АТР.
Концепции политического устройства мира |
Жукова Е.А. - Проблема рационального в политической идеологии Эдмунда Берка |
|
c. 65-72
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25603
Аннотация: Можно ли считать консервативную идеологию рациональной? Ведь для многих исследователей вопрос о рациональном в философии первого консерватора Эдмунда Берка не стоит в принципе, в связи с тем, что мыслитель представляется как традиционалист. Как соотносятся идеи Берка с классическим просвещенческим типом рациональности? Мог ли действительно первый консерватор быть нерационалистом, живя и работая во времени, когда разум являлся фактически единственной константой в общественно-политической мысли? В статье автор рассматривает все вышеуказанные вопросы и дает свою интерпретацию. При работе со статьей использовался исторический и ценностно-нормативный методы исследования. Для большей ясности и определения консервативных идей был задействован сравнительный анализ возникающего консерватизма с либеральной идеологией. Основной вывод в статье заключается в доказательстве рациональности классического консерватизма. Автор обосновывает, что рациональность Эдмунда Берка была построена на ином типе восприятия политической реальности. Рассмотрены понятия разума и традиции, эксперимента и опыта. Защищая принципы наследственности, преемственности и традиционализма, Берк первым начал доказывать возможность сосуществования традиции и разума в одном политическом поле.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины |
Буденный А.А. - Формирование новой стратегической концепции союзников по отношению к России после украинского кризиса. |
|
c. 73-80
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25761
Аннотация: В работе предметом исследования является новый военный курс НАТО, США, их союзников, а также партнеров. В статье автор проводит анализ динамики отношений США, НАТО с Россией в период украинского кризиса в 2014-2016 гг. Этот кризис привел к серьёзному ухудшению отношений Москвы с Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном после окончания «холодной войны» и пересмотру международной безопасности. Украина и Крым явились новой разделительной линией между странами Запада и Россией, которые стали придерживаться разных подходов и методов разрешения кризиса. Внешняя политика Запада в отношении России стала заключаться во всестороннем оказании давления на Россию с помощью дипломатических и экономических санкций, а затем и беспрецедентного военного усиления военной группировки после «холодной войны». В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался системный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении отношений США и НАТО с Россией в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения были на высоком уровне стратегического партнерства, а затем за несколько лет фактически были прекращены. Основным выводом проведенного исследования является то, что после более 25 лет стратегического налаживания отношений между США, НАТО с Россией начался новый этап геополитического противостояния Вашингтона и Брюсселе с Москвой, который не просто ведет к урегулированию украинского вопроса и других проблем современного мира, например, в Сирии, а к общей эскалации военной обстановки в Европе и мире.
Политическая стабильность |
Соколовский К.Г. - О роли конфессионального фактора во внутриполитических процессах государства (на примере Республики Казахстан) |
|
c. 81-87
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.18566
Аннотация: В 2001 году в своей программной статье «Вера и знание» крупнейший философ современности Ю.Хабермас констатировал факт исключительной жизнестойкости религии, отправленной было на «свалку истории», и начало гибели секулярного мира, в котором вера активно отвоёвывает свои по-зиции. Эта тенденция как никогда рельефно проявилась в постсоветских странах: начавшаяся в 1990-х годах религиозная экспансия нисколько не снижает свою динамику и в наше время. В условиях поликонфессиональ-ного и мультикультурного общества, типичным примером которого является Республика Казахстан, бесконтрольное со стороны государства развитие религиозной сферы имеет значительный конфликтогенный потенциал. Рассмотрение причин обратного описанному Т.Лукманом в «Невидимой религии» процесса её перехода из «частной повседневности» в публичное (а фактически – социально-политическое) поле, приводит к выводу о необходимости для государства становиться не просто активным участником системы социальных отношений между религиозными конфессиями, самым активным образом создавая «правила игры», но и выступать их непосредственным актором. В качестве успешного примера такого взаимодействия рассматривается реализуемая в Казахстане модель межрелигиозного согласия, считающаяся одной из наиболее эффективных в мире. Рассматривая в качестве предмета работы взаимоотношения государственных структур и религиозных общин в Республике Казахстан, автор ставит цель продемонстрировать значимость конфессионального фактора во внутриполитических процессах, а также дать оценку их состоянию, характеру и тенденциям развития. Использование в статье инструментария, присущего компаративному методу, а также эмпирического и теоретического анализа позволяет прийти к заключению об эффективности светской модели взаимодействия государства и религии, а также предложить дальнейшие направления её совершенствования.
Международный имидж государства |
Бойко Е.И. - Участие Санкт-Петербурга в культурном обмене с Австрийской Республикой |
|
c. 88-94
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.26534
Аннотация: В статье дается обзор взаимоотношений России и Австрии со времен XVIII столетия на примере отношений Санкт-Петербурга, бывшего столицей Российской Империи до 1917 года и Вены, остающейся столицей Австрии до сих пор. Отношения, рассматриваемые с точки зрения дружественных и добровольных культурных связей, прослеживаются как на официальном, политическом поле, так и в сфере неофициальных контактов. Основные направления рассматриваемых в статье взаимоотношений: образование, малый и крупный бизнес, фестивальное и гастрольное движение, музейные контакты. Также в статье уделяется внимание и вопросам межличностного, бытового взаимодействия, туристических потоков и представленности Австрии на площадке ЮНЕСКО – организации активно работающей и в России вообще и в Санкт-Петербурге в частности. Основными источниками сведений послужили официальная страница Санкт-петербургского Правительства, сайта Австрийского посольства в городе Москва, а также публикации в русскоязычной прессе о тех или иных проектах в культурной сфере обоих государств. В свете напряженной политической ситуации между Россией и Европой, сложившейся в 2017-2018 годах, подобное обращение к историческим корням и призыв к дружбе двух государств представляется более чем актуальным и злободневным. В статье делается ряд предположений о возможных путях дальнейшего развития сотрудничества, перспективах поддержания имеющегося в настоящий момент курса, а также подчеркивается исторически обоснованное сходство исследуемых объектов.
Негосударственные акторы международных отношений |
Букалова С.В. - Научная дипломатия: сущность и роль в системе международных отношений |
|
c. 95-103
|
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25855
Аннотация: Предметом исследования является научная дипломатия, приобретающая всё большую известность и популярность в сфере международных отношений. Между тем, содержание данного понятия остается размытым. Автор соотносит понятие «научная дипломатия» с понятиями публичной дипломатии, «дипломатии второго трека» и мягкой силы, что позволяет точнее осмыслить её потенциал в современной системе международных отношений. Особое внимание в статье уделено гуманитарному измерению научной дипломатии, которое, по мнению автора, наиболее точно соответствует её миссии. Используя компаративную методологию, автор сопоставляет сложившийся в отечественном дискурсе подход к пониманию научной дипломатии с трактовкой этого направления в официальных документах внешней политики РФ и существующей отечественной практикой научной дипломатии. Автор приходит к выводу, что научная дипломатия, являясь формой публичной дипломатии, служит средством продвижения и защиты национальных интересов государства. Такой её роли наиболее соответствует направление, известное как "наука для дипломатии". Именно дипломатия ученых является перспективным форматом международных контактов, обладающим потенциалом воздействия на международные отношения.
|
|