|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Глинчикова Е.В.
По ту сторону «я»: в поисках невиртуальной реальности
// Психология и Психотехника.
2013. № 7.
С. 6-6.
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.7.8045 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8045
По ту сторону «я»: в поисках невиртуальной реальности
Глинчикова Елена Викторовна
аспирант, кафедра философской антропологии, Московский государственный университет им. Ломоносова
101000, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, оф. Г. 836л
Glinchikova Elena Viktorovna
postgraduate student of the Department of Philosophical Anthropology at Lomonosov Moscow State University
248003, Russia, Moscow, str. Leninskie Gory, 1, office G. 836l
|
strannical@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.7.8045
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
1-3.81818181818-2013
Аннотация:
В данной статье представлена попытка рассмотреть виртуальное пространство как пространство, рожденное на основании декартовского разделения мысленной и протяженной субстанций. Мысленная субстанция, развернутая наглядными схемами в виртуальном пространстве, показывает, что она сама представляет собой не более чем зеркало социального мира. В человеке этот пласт «виртуального» выражен в «я». Известна знаменитая формула Фрейда о том, что «я» - это Другой. Остается вопрос: что же существует в субъекте помимо этого «я»? Именно в этом «помимо» и кроется непосредственное ощущение реальности. В то же время, если эта реальность остается только неким довеском к субъективности, кантовской вещью в себе, то человек оказывается целиком во власти внечеловеческого, случайного. В тоже время именно это случайное, чрезвычайное и является основанием для ощущения себя реальным. Реальность оказалась темным пятном потустороннего, она то коренится на дне бессознательного, то, по теории Бадью, сосредоточена в событии как «блуждающем избытке». И в том и другом случае она недоступна человеческой воле, и человек оказывается неспособен выйти за грань самого себя к непосредственности собственного существования. Желание оказывается изначально расчлененным структурностью собственного «я», cogito. Его непосредственность, которую Делез называл «вечным двигателем», невозможно осязать вне функционирующего «я», которое существует как тень, всегда налагающаяся границами на событие жизни, так человек оказывается неспособным вместить событие собственного существования, искажая его в травматических сцеплениях. Но в попытке рассмотреть событие как субъективное и субъекта, как имеющего перспективную возможность ухода от искажений, можно предположить субъективность без «я», субъективность в раскрытии непосредственности желания, выражающегося не через схематизм образа Другого, но через видение себя как Иного, через видение себя как неструктурного Я. Здесь простираются возможности для осознания мистического опыта философов (Соловьева, Булгакова, Трубникова) и прозрений психоаналитиков (Юнга и Лэнга). По ту сторону «я» оказывается безграничная божественная субъективность, которая при этом остается сугубо человеческой.
Ключевые слова:
Психология, киберпространство, виртуальный, я, событие, дуализм, Другой, реальность, желание, Иное
Библиография
Жижек С. Чума фантазий. Х., 2012.
Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)). М., 2009.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2012.
Бадью Ален. Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого.—СПб.: Machina, 2003
Лэнг Р.Д. Расколотое «я». СПб.,1995.
Глинчикова Е.В. В ПРОЗРАЧНОСТИ «СВЕТЛОГО БОЖЕСТВА» (о возможности экзистенциальной интерпретации мистического опыта на примере произведения Н.Н. Трубникова «Зефи, светлое мое Божество, или после заседания (из записок покойного К.)»)// Филология: научные исследования 1 (09), 2013г.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|