Статья 'Эмоции и цветные образы в детских сновидениях' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Эмоции и цветные образы в детских сновидениях

Свиридченкова Татьяна Александровна

аспирант, кафедра психологии, Московский педагогический государственный университет

119146, Россия, г. Москва, наб. Фрунзенская, 24/1

Sviridchenkova Tat'yana Aleksandrovna

post-graduate student of the Department of Psychology at Moscow State Pedagogical University

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


119146, Russia, Moscow, nab. Frunzenskaya, 24/1
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


svirtata@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.3.19265

Дата направления статьи в редакцию:

22-05-2016


Дата публикации:

29-06-2016


Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовольствие, удовлетворение) во сне, основных функций сновидения (защитной, компенсаторной и адаптивной) и вторичных образов, представленных определенным цветом в детских сновидениях. Объектом исследования являются дети в возрасте от пяти до семи лет. Автор подробно рассматривает такие темы как влияние цвета на психическое, психологическое и физиологическое состояние человека; сновидение и его функции; образы сновидения как вторичные образы, сигнализирующие о наличии невротического состояния. Особое внимание уделяется появлению в детских сновидениях того или иного цветного образа, его взаимосвязи с эмоциональным состоянием сновидца, работой сновидения и наличием психологической проблемы. В исследовании использовались методы опроса, анализа, сравнения. Для определения и подтверждения статистически значимых различий между появлением в страшных и приятных сновидениях того или иного цвета использовался Т— критерий Стьюдента. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что существует взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовлетворение, удовольствие) во сне и вторичных образов в сновидениях, представленных определенным цветом. Выделены доминирующие цветные образы, характерные для страшных детских сновидений и цветные образы, характерные для детских сновидений с приятным сюжетом. Результаты исследования могут быть использованы в рамках ранней диагностики и профилактики невротических состояний, которые еще не проявились в виде клинических симптомов заболевания в бодрствующем состоянии, но уже появляются в сновидных образах, представленных определенным цветом.


Ключевые слова:

детское сновидение, функции сновидения, вторичный образ, невротическое состояние, эмоции, страх, тревога, удовлетворение, удовольствие, цветной образ

Abstract: The subject of the research is the relationship between emotional states (fear, anxiety, pleasure, satisfaction) experienced while dreaming, the main functions of dreams (protection, compensation and adaptation) and secondary images presented as a certain color in baby dreams. The object of the research is children from five to seven years old. The author of the article examines such topics as the impact of color on mental, psychological and physiological states of human; dreaming and its functions; dreamed images as the secondary images indicating neurotic condition. Special attention is paid to a particular color image appearing in children's dreams, relation of this color image to the dreamer's emotional state and color image as a sign of a psychological problem. In her research Sviridchenkova has used such research methods as survey, analysis and comparison. To define and validate statistically significant differences between appearances of a particular color in scary and pleasant dreams the researcher has used the Student's t-criterion. The results of the research demonstrate that there is a relationship between emotional states (fear, anxiety, pleasure, satisfaction) experienced by a dreamer and secondary images presented by a particular color in dreams. The researcher describes the dominating color images typical for scary children's dreams and color images typical for pleasant dreams seen by a child. The results of the research can be used for early diagnostics and prevention of neurotic states that haven't formed clinical symptoms yet but can be already found in dreams as color images of a particular color.   


Keywords:

children's dreams, dreaming function, secondary image, neurotic state, emotions, fear, anxiety, gratification, pleasure, color image

Библиография
1. Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. М.: Академия, 2008. 208 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: уч. пособие. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 486 с.
3. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб.: Речь, 2005. 208 с.
4. Высоков И.Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 386 с.
5. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007. 512 с.
6. Касаткин В.Н. Теория сновидений. М.: Мол. гвардия, 1983. 436 с.
7. Корабельникова Е.А., Вейн А.М., Голубев В.Л., Крейнес М.Г. Психолингвистическое исследование сновидений детей и подростков с невротическими расстройствами // Журнал неврологии и психиатрии. 1999. № 1. С. 18-21.
8. Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск: Высшая школа, 1993. 463 с.
9. Налчаджян А.А. Ночная жизнь Личность в своих сновидениях. СПб.: Питер, 2004. 443 с.
10. Ротенберг В.С. Адаптивная функция сна. Причины и проявления её нарушения. М.: Наука, 1982. 175 с.
11. Смирнов Т. Психология сновидений. М.: КСП+, 2005. 598 с.
12. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2011. 112 с.
13. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн.: Попурри, 2003. 576 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: СГУ, 2007. 528 с.
15. Березина Т.Н. Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) // Современное образование. 2015. № 1. C. 53-68. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13912. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_13912.html
16. Воротилина А.А. Образная регуляция тревожности студентов(анализ тренинга) // Психолог. 2013. № 6. C. 45-65. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.6.9434. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_9434.html
References
1. Alieva N.Z. Fizika tsveta i psikhologiya zritel'nogo vospriyatiya. M.: Akademiya, 2008. 208 s.
2. Anan'ev B.G. Psikhologiya chuvstvennogo poznaniya: uch. posobie. M.: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1960. 486 s.
3. Bazyma B.A. Psikhologiya tsveta. Teoriya i praktika. SPb.: Rech', 2005. 208 s.
4. Vysokov I.E. Matematicheskie metody v psikhologii: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. M.: Yurait, 2014. 386 s.
5. Gostev A.A. Psikhologiya vtorichnogo obraza. M.: Institut psikhologii RAN, 2007. 512 s.
6. Kasatkin V.N. Teoriya snovidenii. M.: Mol. gvardiya, 1983. 436 s.
7. Korabel'nikova E.A., Vein A.M., Golubev V.L., Kreines M.G. Psikholingvisticheskoe issledovanie snovidenii detei i podrostkov s nevroticheskimi rasstroistvami // Zhurnal nevrologii i psikhiatrii. 1999. № 1. S. 18-21.
8. Mironova L.N. Uchenie o tsvete. Minsk: Vysshaya shkola, 1993. 463 s.
9. Nalchadzhyan A.A. Nochnaya zhizn' Lichnost' v svoikh snovideniyakh. SPb.: Piter, 2004. 443 s.
10. Rotenberg V.S. Adaptivnaya funktsiya sna. Prichiny i proyavleniya ee narusheniya. M.: Nauka, 1982. 175 s.
11. Smirnov T. Psikhologiya snovidenii. M.: KSP+, 2005. 598 s.
12. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov. Modifitsirovannyi vos'mitsvetovoi test Lyushera. SPb.: Rech', 2011. 112 s.
13. Freid Z. Tolkovanie snovidenii. Mn.: Popurri, 2003. 576 s.
14. Freid Z. Vvedenie v psikhoanaliz: Lektsii. M.: SGU, 2007. 528 s.
15. Berezina T.N. Formirovanie emotsional'noi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy (psikhologo-pedagogicheskie aspekty) // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. C. 53-68. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13912. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_13912.html
16. Vorotilina A.A. Obraznaya regulyatsiya trevozhnosti studentov(analiz treninga) // Psikholog. 2013. № 6. C. 45-65. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.6.9434. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_9434.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.