|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Калабекова С.В.
Социальные иллюзии общества потребления
// Психология и Психотехника.
2016. № 1.
С. 13-19.
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.1.17345 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17345
Социальные иллюзии общества потребления
Калабекова Светлана Владимировна
кандидат философских наук
доцент, кафедра философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия
369000, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Абрикосовая, 11
Kalabekova Svetlana Vladimirovna
PhD in Philosophy
associate Professor, Department of philosophy and Humanities, North Caucasus state Academy
369000, Russia, Kchr oblast', g. Cherkessk, ul. Abrikosovaya, 11
|
svmel70@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.1.17345
Дата направления статьи в редакцию:
20-12-2015
Дата публикации:
05-06-2016
Аннотация:
Объектом исследования настоящей статьи является общество потребления, а предметом – природа иллюзии как социального явления. Автором рассматриваются вопросы формирования и внедрения в массовое сознание иллюзий как специфического механизма социальной регуляции и адаптации к условиям современного общества. Раскрывается содержание вызываемых социальными иллюзиями последствий для индивидуального и коллективного сознания. Подчеркивается особая роль массового общества, сетевых структур и масс-медиа в создании пространства иллюзий, прослеживаются риски искаженного восприятия мира для бытия реальности. Методологической основой анализируемой проблематики явились диалектические принципы объективности, конкретности, необходимость трактовки социальной иллюзии как целостного явления. Научная новизна рассматриваемых вопросов состоит в выдвижении тезиса о противоречивой и неоднозначной природе социальных иллюзий, их зависимости от требований консюмеристской идеологии. Тематика статьи позволяет сформулировать ряд выводов: 1) утверждается мысль о востребованности социальных иллюзий обществом потребления; 2) особо нуждается в дальнейших исследованиях современным научным знанием рискогенное содержание социальных иллюзий.
Ключевые слова:
иллюзия, вымысел, ирреальность, консюмеризм, общество потребления, повседневность, манипуляция, коммуникация, креативность, массовое сознание
Abstract: The object under research of the present article is the consumer society, the subject of the research is the nature of illusion as a social phenomenon. The author considers the issues of formation and implementation of illusions into collective conscience as a specific mechanism of social regulation and adaptation to conditions of modern society. The author describes consequences caused by social illusions for individual and collective consciousness. The special role of mass society, network structures and mass media in creation of space of illusions is underlined, risks of the distorted perception of the world for reality life are traced. The methodological basis of the research involves dialectical principles of objectivity, specificity and the need to interpret social illusion as an integral phenomenon. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author proposes a thesis about contradictory and controversial nature of social illusions as well as their dependence on requirements of consumerist ideologies. The results of the research allow to make the following conclusions: 1) the author proves that social illusions are in demand in the consumer society; 2) risks of social illusions especially need to be studied further.
Keywords: illusion, confabulation, irreality, consumerism , consumer society, everyday life, manipulation, communication, creativity, collective conscience
Библиография
1. Шукшина Л. В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий. Автореф. докт дисс. [Электронный ресурс]. URL: http: // сheloveknauka.com/ekzistentsialnayka–tsennost sotsialnyh–illyuziy (дата посещения: 08.11. 2015).
2. Что такое Иллюзия? Значение и толкование слова illjuzija, определение термина [Электронный ресурс]. URL: http: // onlinedics.ru/slovar/fil/f/illjuzija.html (дата посещения: 12.11. 2015).
3. Апинян Т. А. Тоска по мифу или миф как событие современности // Философские науки. 2004. №11. С. 73-83.
4. Байков А. А. Проявление способности к иллюзии в катафатических определениях человека // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. №3(май-июнь). URL: http: // www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3 (дата посещения: 12.11. 2015).
5. Ильин В. И. Потребление как дискурс. Учебное пособие. Спб.: Интерсоцис, 2008. 446 с.
6. Лукьянов А. В., Портянко В. Н. Функциональное поле иллюзии // Вестник ОГУ. 2012. №7(143) / июль. С. 105-109.
7. Тихонова С. В. Социально-онтологический статус мифа // Философия и общество. М., 2008. №3. С. 44-57.
8. Шукшина Л. В. Социальные иллюзии как предмет философского анализа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №1(9). С. 13 – 20.
9. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. М.: Добрая книга, 2007. 456 с.
10. Юлина Н. С. = Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. – М.: Канон + 2004. 544 с.
11. Ильин А.Н. Индивидуализм – ценность, культивируемая культурой потребления // Философия и культура. - 2015. - 7. - C. 1055 - 1067. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.7.12332.
12. Чупракова Н.С. Информационно-психологическое влияние виртуально-коммуникативных средств на молодежь в современном политическом процессе // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - 6. - C. 946 - 955. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.6.13724.
13. Кирка А.В. К вопросу о структуре социально-сетевых коммуникаций // Политика и Общество. - 2015. - 7. - C. 863 - 872. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.7.15690.
References
1. Shukshina L. V. Ekzistentsial'naya tsennost' sotsial'nykh illyuzii. Avtoref. dokt diss. [Elektronnyi resurs]. URL: http: // sheloveknauka.com/ekzistentsialnayka–tsennost sotsialnyh–illyuziy (data poseshcheniya: 08.11. 2015).
2. Chto takoe Illyuziya? Znachenie i tolkovanie slova illjuzija, opredelenie termina [Elektronnyi resurs]. URL: http: // onlinedics.ru/slovar/fil/f/illjuzija.html (data poseshcheniya: 12.11. 2015).
3. Apinyan T. A. Toska po mifu ili mif kak sobytie sovremennosti // Filosofskie nauki. 2004. №11. S. 73-83.
4. Baikov A. A. Proyavlenie sposobnosti k illyuzii v katafaticheskikh opredeleniyakh cheloveka // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2013. №3(mai-iyun'). URL: http: // www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3 (data poseshcheniya: 12.11. 2015).
5. Il'in V. I. Potreblenie kak diskurs. Uchebnoe posobie. Spb.: Intersotsis, 2008. 446 s.
6. Luk'yanov A. V., Portyanko V. N. Funktsional'noe pole illyuzii // Vestnik OGU. 2012. №7(143) / iyul'. S. 105-109.
7. Tikhonova S. V. Sotsial'no-ontologicheskii status mifa // Filosofiya i obshchestvo. M., 2008. №3. S. 44-57.
8. Shukshina L. V. Sotsial'nye illyuzii kak predmet filosofskogo analiza // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki. 2009. №1(9). S. 13 – 20.
9. Khiz Dzh., Potter E. Bunt na prodazhu. M.: Dobraya kniga, 2007. 456 s.
10. Yulina N. S. = Golovolomki problemy soznaniya: kontseptsiya Deniela Denneta. – M.: Kanon + 2004. 544 s.
11. Il'in A.N. Individualizm – tsennost', kul'tiviruemaya kul'turoi potrebleniya // Filosofiya i kul'tura. - 2015. - 7. - C. 1055 - 1067. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.7.12332.
12. Chuprakova N.S. Informatsionno-psikhologicheskoe vliyanie virtual'no-kommunikativnykh sredstv na molodezh' v sovremennom politicheskom protsesse // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2014. - 6. - C. 946 - 955. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.6.13724.
13. Kirka A.V. K voprosu o strukture sotsial'no-setevykh kommunikatsii // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 7. - C. 863 - 872. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.7.15690.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|