Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2024
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 04-05-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2024
Понять человека
Шевеленкова Т.Д., Сальникова М.М. - Изменения психической ригидности и отношения к своему телу в процессе лечения у девушек-подростков, страдающих нервной анорексией c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.70033

EDN: ZAHDYL

Аннотация: Авторы, рассматривая отечественные и зарубежные исследования когнитивной ригидности/флексибильности и представлений о собственном теле при нервной анорексии, отмечают практическое отсутствие исследований как динамики, так и представлений о существовании и характере связи между указанными психологическими особенностями девушек, страдающих нервной анорексией. Объектом исследования явились психологические особенности, а именно, психическая ригидность, когнитивная флексибильность и отношение к своему телу девушек-подростков, страдающих нервной анорексией. Предметом исследования выступило изменение уровня ригидности/флексибильности и негативного отношения к своему телу, а также их взаимосвязи в ходе стационарного лечения нервной анорексии. Цели исследования: выявить изменения особенностей психической ригидности и отношения к своему телу, а также в характере связи между когнитивной ригидностью, флексибильностью и отношением к телу от начала к концу стационарного лечения подростков, страдающих нервной анорексией.   В исследовании, проведенном на базе Центра изучения расстройств пищевого поведения (ЦИРПП) в Москве, приняли участие девушки-подростки (13–17 лет) с диагнозом «нервная анорексия». Использованы: классический тест Дж. Р. Струпа, упрощенная версия Томского опросника ригидности, опросник когнитивной флексибильности, опросник «Отношение к своему телу». Проведен факторный анализ связи исследуемых параметров. Особый вклад авторов исследования – доказательство того, что негативное отношение к своему телу при нервной анорексии как в начале, так и в конце стационарного лечения, положительно коррелирует с высоким уровнем ригидности и низким уровнем флексибильности, а также того, что характер данной связи принципиально изменяется от начала к концу стационарного лечения. Новизна исследования заключается в обнаружении того, что от начала к концу стационарного лечения происходит сдвиг психологической проблемы: низкая когнитивная флексибильность, как и неспособность отождествлять себя со своим телом, перестают быть основной проблемой, и на передний план выступает негативная оценка привлекательности своего тела для себя, которая в конце стационарного лечения должна стать специфической мишенью для психотерапевтической работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет наметить мишени психологической работы (психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной) и их изменение от начала к концу стационарного лечения.
Психология масс
Цвекс М.В. - Анализ зарубежных и российских подходов к изучению патриотизма личности c. 20-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.70239

EDN: WWHIDF

Аннотация: Предметом исследования является патриотизм. Автором проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме патриотизма. Подробно рассматриваются особенности подходов к исследованию данного феномена в рамках философской, социологической, исторической, психолого-педагогической и психологической дисциплин. Проводится сравнительный анализ теоретических взглядов зрарубежных и отечественных авторов на содержание и природу патриотизма. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что западные и российские исследования патриотизма обладают множеством коннотаций, особенно в социологической и политической науках. Западными и отечественными учеными выделены схожие существенные признаки патриотизма: патриотизм, как одно из высших чувств, как созидающее чувство; патриотизм, как самоотверженный труд во благо своей страны, как проявление высших чувств в действии, как долг перед страной; патриотизма, как глубоко социальное явление, как гражданская добродетель.   Автор проводит сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию проблемы патриотизма, понимания психологической природы данного феномена. Основными выводами проведённого исследования являются: в исследованиях зарубежных ученых патриотизм анализируется в контексте национальных и социальных вопросов и практически не исследован как личностное образование, свойство или качество; в основе патриотизма большинство зарубежных авторов отмечают идентификацию себя со своей страной, основанной на чувствах любви, гордости и стыда. На западе патриотизм рассматривается, как феномен политической осознанности, довольно тесно связанный с национализмом. В отечественной литературе отмечаются такие существенные признаки патриотизма как державность и личность, являющаяся основным субъектом патриотизма. Расхождения в трактовке понятия «патриотизм» и в подходах к его исследованию можно объяснить фундаментальным различием в культуре и государственных, политических традициях. В свою очередь пересечения в определении патриотизма говорят о том, что данный феномен обладает определёнными межэтническими и межгосударственными особенностями. Вопрос к изучению остается открытым и достаточно актуальным.
Внутренний мир человека
Лолаева А.С., Худалова М.З. - Влияние детской психологической травмы на взрослую жизнь c. 33-48

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.70417

EDN: WBKFUJ

Аннотация: В рамках данного исследования была проанализирована возможность смягчения последствий детской травмы и укрепления физического и психического здоровья взрослых, поскольку детская травма негативно сказывается на взрослом человеке. При этом не исключено, что некоторые люди могут выработать в себе стойкость и установить барьеры, которые помогают преодолеть трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Термин «детская психологическая травма» относится к эмоционально и/или психически неприятным или тревожным событиям, которые происходили в детстве и могут оказывать долгосрочное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Взрослые, пережившие травму в детстве, могут испытывать трудности в построении и поддержании здоровых связей с окружающими, не ладится общение с противоположным полом. Целью исследования было изучение влияния детских травм на взрослую жизнь, а также выявления взаимосвязи детской психотравмы и посттравматических симптомов у взрослых. Для исследования использовались стандартные тесты на детскую травму и посттравматический эффект. Для этого была взята выборка из 100 человек в возрасте 18-50 лет. Новизна исследования заключается в необходимости постоянного обновления знаний и методов работы с людьми, которые испытывали психологическую травму в детском возрасте, учитывая изменяющиеся условия и факторы, влияющие на их психологическое состояние. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ профилактики детских психологических травм. Полученные результаты показали, что детские травмы могут оказывать долгосрочное влияние на людей даже во взрослом возрасте. Полученные результаты указывают на тесную связь между травмами детства и развитием симптомов посттравматического стрессового расстройства у взрослых. Согласно положительной корреляции, вероятность развития симптомов посттравматического стрессового расстройства возрастает по мере увеличения детской травмы. Важно отметить, что корреляция не указывает на причинно-следственную связь. Полученные данные не доказывают причинно-следственную связь, даже если существует значительная корреляция между детской травмой и симптомами посттравматического стрессового расстройства. На посттравматическое стрессовое расстройство могут влиять и другие факторы, такие как генетическая предрасположенность, социальная поддержка и методы преодоления.
Сознательное и бессознательное
Головинов Е.И., Гостев А.А. - Вторичный образ как психокоррекционный ресурс: поиск новых исследовательских возможностей c. 49-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.69731

EDN: YKQKSE

Аннотация: Авторами подробно рассматривается проблематика "вторичного образа" в историческом контексте, а также в современных исследованиях в связи с состоянием изучения сознания в философских и психологических концепциях. Проблему составляет невнимание многих, особенно зарубежных авторов, к данной теме. Данное исследование является логическим продолжением работ А.А. Гостева, В.А. Ганзена, В.М. Аллахвердова, Ф.Е. Василюк и др. по изучению "вторичного образа". В статье рассматривается концепт «образ-схема» с выделением «ядра», опирающегося на первичный образ, и периферию образного опыта. Её составляют более мобильные его (первичного образа) структуры, изменяемые, корректируемые, совершенствующиеся под влиянием внешних (представленных предметным или знаковым содержанием) и внутренних (личностно обусловленных) факторов. В статье авторами используется теоретический анализ, который базируется на традициях ленинградской психологической школы (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), на понятии «вторичный образ» в его соотнесении с первичными сенсорно-перцептивными образами. На основе такого базового содержания образов, авторами представлена модель формирования и трансформации образов в сознании с условным выделением вторичного образа на основе традиций ленинградской психологической школы. Подчеркивается соотнесение понятии «вторичный образ» с образами «первичными» – сенсорно-перцептивными. Предложена разработка тематики "вторичного образа" в контексте его использования в современной психотерапевтической практике. В этой связи подчеркивается актуальность и теоретическая значимость проблематики измененных состояний сознания в общепсихологическом и историко-психологическом планах. Отмечается высокая степень многомерности и многоплановости образной сферы как важнейшего компонента сознания. На используемом теоретико-методологическом основании даётся авторское видение тематики в её приложении к заявленной в статье проблеме. Предлагается адаптированная модель формирования и трансформации «первичных» и «вторичных» образов в потоке сознания с выделением условий изменения целостной образной сферы человека в психокоррекционном процессе.
Профессиональная психология
Пензина Н.И. - Проведение комплексной психодиагностики претендентов на должность менеджера по продажам c. 60-68

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.70158

EDN: YLUSOI

Аннотация: Предметом исследования являются особенности процесса психодиагностики кандидатов на должность менеджера по продажам. Объектом исследования является процесс психодиагностики кандидатов на должность менеджера по продажам. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как правильный подбор психодиагностического инструментария для целей оценки потенциального кандидата, сложности при проведении психодиагностики потенциального менеджера по продажам, дается инструкция для выявления потребностей диагностики и подбора правильного психодиагностического инструментария. Исследование проводилось в частной компании, численностью 350 человек. Данные были систематизированы и в статье были приведены те методики и качества, которые руководство компании посчитало наиболее важными для менеджеров по продажам. Сводные данные представлены в Таблице 1 и Таблице 2 данной статьи. В данной статье использовались методы анализа, синтеза и классификации. Автор данной статьи проводил комплексную диагностику испытуемых при приеме на работу с помощью различных психодиагностических методик. Исследование было проведено в частной компании с численностью персонала 350 человек в течение 4 лет. В ходе работы был составлен перечень сложностей при проведении психодиагностики соискателя на должность менеджера по продажам; была приведена пошаговая инструкция, как правильно классифицировать основные качества и свойства менеджера по продажам с учетом специфики работы компании, запроса со стороны собственника или управляющего компании и с учетом знаний и умений психолога, который занимается психодиагностикой в данной компании. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация наиболее востребованных качеств и свойств менеджера по продажам и предложение психодиагностического и другого практического инструментария для проведения диагностики. Данная статья расширяет базу знаний по применению различного диагностического инструментария для комплексной диагностики менеджеров по продажам и проективных методик для целей диагностики работников, помогает выявить личностные особенности сотрудников частного и государственного сектора.
Клиническая психология
Кузьмина А.С., Кривошей К.О., Голованова Л.В. - Предикторы родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра c. 69-80

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.43408

EDN: YZSQPI

Аннотация: Актуальность исследования обуславливается изучением предикторов родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, что дает возможность прогнозировать проблемы, с которыми могут столкнуться матери, воспитывающие ребенка с аутистическим спектром и предотвратить начало симптомов. Предмет исследования – родительское выгорание женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Целью исследования стало выявление предикторов родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Материнство значительно меняет жизнь женщины и бывает, что женщина не справляется с новыми реалиями жизни. Появление ребенка с расстройством аутистического спектра – это особая ситуация развития. Матери испытывают множество трудностей в бытовом, социальном, медицинском и, особенно, психологическом плане, которые существенно отличаются от трудностей семей, воспитывающих ребенка группы нормы. Основные выводы исследования представлены в положениях. Удовлетворенность супружескими отношениями выступает важным параметром, оказывающим влияние на развитие симптомов родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Предположим, что высокая удовлетворенность и стабильность отношений с супругом выступает фактором, повышающим резистентность к развитию симптомов родительского выгорания. Родительское выгорание женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, взаимосвязано с особенностями эмоциональных отношений с ребенком. Так предикторами симптомов родительского выгорания выступают чувства, возникающие у матери во взаимоотношениях с ребенком, принятие поведения ребенка, наличие телесного контакта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.