Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Якиманская Ирина Сергеевна
Психолог, 2023-1
Якиманская И.С., Молокостова А.М. - Исследование восприятия подростками психологической безопасности образовательной среды c. 51-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39715

Аннотация: Предмет, цель работы. Эмпирическое исследование было нацелено на изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как компонента детского социального опыта подростков. Новым является подход к исследованию представлений подростков о безопасности с точки зрения их изменений на протяжении длительного времени – с 2016 по 2022 год. Методом исследования стал опрос подростков, учащихся школ г. Оренбурга и Оренбургской области по предложенной нами анкете, включающей модификации методик И.А. Баевой (Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы) и Д.А. Леонтьева (СЖО – тест смысложизненных ориентаций) Обследование проводилось дважды, в 2016 году и в 2022 году. Результаты. Обнаружен рост количества ответов, указывающих на отсутствие страхов и социальных рисков, связанных с социальной средой, также отмечено снижение количества ответов о проявлениях опасности в образовательной среде. Ресурсами помощи в опасных ситуациях в двух измерениях указаны родители и друзья, к педагогам обращается незначительное количество респондентов. Положительную тенденцию можно отметить в том, что большинство подростков способны обращаться за помощью в трудных ситуациях к взрослым. В ответах на вопросы о значимых и легкодоступных ценностях также не обнаружено значительной динамики, наиболее легкодостижимыми ценностями остаются деятельная жизнь, познание и наличие друзей. Выводы. Значительной динамики о оценке образовательной среды подростками школ Оренбурга и Оренбургской области не обнаружено. Однако поляризация оценок подтверждает, что часть подростков испытывает трудности реального взаимодействия в образовательной среде, что однозначно приводит к получению отрицательного социального опыта, формированию устойчивых качеств - беспомощности и пассивности.
Психолог, 2022-2
Якиманская И.С. - Психологические особенности самоотношения подростков, занимающихся спортом c. 39-50

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.2.37571

Аннотация: В статье представлены взгляды на понятие самоотношение в теориях отечественных и зарубежных ученых. Изучив, структуру самоотношения, его компоненты с позиции различных теоретических подходов, мы, в рамках нашего исследования, определили отношение к самому себе как важнейшую форму отношений личности, каждое проявление человека как субъекта социума сопровождается включением его самоотношения. При рассмотрении закономерностей формирования самоотношения в подростковом возрасте, мы подчеркиваем, что именно он является сенситивным периодом для развития самоотношения в целостной структуре личности. Самоотношение подростка постоянно меняется в процессе проживания этого возрастного периода. Закономерным является его усложнение, приобретение большей устойчивости и интегрирование в единую систему. Нас интересовала специфика спортивной деятельности в контексте развития самоотношения, в статье рассмотрены особенности развития важных свойств личности, связанных с самооценкой и самопринятием. В исследовании мы обнаружили, что самоотношение подростков, занимающихся спортом, отличается от самоотношения подростков, не занимающихся спортом. Основные различия связаны с более высокой самопривязанностью подростков-спортсменов и их самоценностью в отличие от подростков-не спортсменов. Также подростки-спортсмены имеют более высокую самооценку своего здоровья, ума, способности, авторитетности у сверстников и уверенности в себе, чем подростки, не занимающиеся спортом. Также подростки, занимающиеся спортом характеризуются высокой целеустремленностью, ориентированностью на жизненный процесс, представлением о себе как о хозяине жизни и высокой осмысленностью жизни в целом. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что уровень общего самоотношения и его отдельных показателей у подростков, занимающихся спортом, отличается от уровня общего самоотношения и его отдельных показателей у подростков, не занимающихся спортом.
Психолог, 2021-1
Якиманская И.С. - Социальные представления об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34994

Аннотация: Целью предлагаемого в статье исследования было изучение специфики социальных представлений об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. В рамках поставленной цели была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия в социальных представлениях об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. Различия обусловлены полом и семейным положением. Различия выражаются в оценивании данного понятия; в определении данного понятия; в причинах, способствующих измене. В исследовании применялись методики: анкета, метод контент-анализа и разработанная нами проективная методика «Нарисуй измену». После реализации исследовательских процедур, обнаружено следующее: испытуемые рассматривают измену с двух позиций: изменяющего, и того, кому изменяют. При этом мужчины чаще рассматривают, измену с позиции изменяющего, а женщины – того, кому изменяют, женатые и замужние в целом чаще описывают «свою» измену, в то время как неженатые/незамужние измену другого партнера. В качестве основной причины, способствующей измене для мужчин выступают новые ощущения (новый сексуальный опыт и т.д.). Для женщин основная причина измены – любовь к другому человеку (сильные эмоциональные переживания). Семейные испытуемые описывают измену как явление не частое, тяжелое, долговременное. Не семейные испытуемые считают измену достаточно привычным явлением, дающим силу, новый опыт в отношениях. Женщины оценивают измену как эмоциональное, страстное, уникальное явление. Мужчины склонны оценивать измену как равнодушное, типичное и рациональное событие. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы не только при консультировании семейных пар по вопросам измены, но и в психологическом консультировании вообще. Помимо этого, наши результаты могут быть использованы при психопрофилактической работе по вопросам семьи и брака с молодежью.
Психолог, 2020-2
Якиманская И.С. - Особенности супружеского лидерства и психологический климат семьи c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32513

Аннотация: Психологический микроклимат семьи является важным фактором, определяющим жизнедеятельность, здоровье, социальную и трудовую активность членов семьи и общества в целом. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки – сплоченность, возможность для всестороннего развития личности каждого человека, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Исходной основой для благоприятного климата семьи являются супружеские отношения, в частности, такое их проявление как лидерство и главенство. В соответствии с этим в статье описано исследование, где семьи разделили на три группы-семьи с традиционным лидерством (мужское лидерство), семьи с нетрадиционным лидерством (женское лидерство), семьи с эгалитарным лидерством (равноправное лидерство) и затем провели исследование психологического климата и самочувствия членов семей. Опираясь на полученные результаты в статье констатируется, что для женщин характерен более высокий уровень фрустрированности в семейных отношениях, чем для мужчин. Женщины выше оценивают личность партнера, стремятся к пониманию, эмоциональной близости, испытывая тревогу, напряжение и вину. Наиболее высокий уровень тревоги и напряжения наблюдается у женщин в парах, где лидером является мужчина. В статье предполагается, что данные результаты связаны с тем, что, возможно, подчиненное положение способствует снижению уверенности у женщин, страху остаться одной, страху потерять поддержку мужа. Склонность к чувству вины проявляется как у женщин, проявляющих лидерство в семейных отношениях, так и у тех, кто стремится избежать его.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.