Статья 'Программа арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений ' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Программа арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений

Новикова Ксения Владимировна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, Тихоокеанский государственный университет

680017, Россия, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68

Novikova Kseniya Vladimirovna

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Psychology, Pacific National University

680017, Russia, g. Khabarovsk, ul. Karla Marksa, 68

kv_novikova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Жевтун Ирина Федоровна

старший преподаватель, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 135

Zhevtun Irina Fedorovna

Senior Lecturer, Department of Motor Transport Operation, Pacific State University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 135

004666@pnu.edu.ru

DOI:

10.25136/2409-8701.2022.3.38192

Дата направления статьи в редакцию:

27-05-2022


Дата публикации:

03-06-2022


Аннотация: Представленная статья посвящена рассмотрению возможностей использования методов арт-терапии в психологической работе с семьями по коррекции детско-родительских отношений. Объектом исследования являются детско-родительские отношения. Предметом исследования является выявление эффектов применения арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений. В статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей коррекции детско-родительских отношений, посредством применения арт-терапевтических техник. Статья содержит описание программы арт-терапевтических занятий, которая была апробирована в работе с детско-родительской группой. Представлено описание основных арт-терапевтических техник при работе с семьями, в том числе авторских. Методами исследования явились тестирование, анкетирование, психологический эксперимент, наблюдение.    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами в работе с семьями. Научная новизна исследования состоит в разработке программы арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях психологической коррекции детско-родительских отношений посредством применения арт-терапевтических техник. Согласно полученным результатам после реализации комплекса мероприятий отмечается улучшение детско-родительских отношений: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; уменьшилось проявление типов неправильного воспитания; наметилась оптимизация родительских установок.


Ключевые слова:

детско-родительские отношения, семья, арт-терапия, арт-терапевтические техники, психологическая коррекция, арт-терапевтические технологии, дети, детско-родительская группа, арт-терапевтический процесс, программа арт-терапевтических занятий

Abstract: The presented article is devoted to the consideration of the possibilities of using art therapy methods in psychological work with families to correct child-parent relations. The object of the study is the child-parent relationship. The subject of the study is to identify the effects of the use of art therapy in the correction of child-parent relations. The article presents the results of an experimental study of the possibilities of correction of child-parent relations through the use of art-therapeutic techniques. The article contains a description of the program of art therapy classes, which was tested in working with a parent-child group. The description of the main art-therapeutic techniques when working with families, including the author's, is presented. The research methods were testing, questioning, psychological experiment, observation.    The theoretical significance of the study lies in the systematization of theoretical provisions on the problem of research and substantiation of the possibilities of using art-therapeutic techniques in the psychological correction of child-parent relations. The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained can be used by psychologists in working with families.The scientific novelty of the research consists in the development of a program of art therapy classes for the correction of child-parent relations. The results obtained in the study can have a significant impact on the expansion of ideas about the possibilities of psychological correction of child-parent relations through the use of art-therapeutic techniques. According to the results obtained, after the implementation of the set of measures, there is an improvement in child-parent relations: a decrease in the degree of rejection of the child; an improvement in emotional contact of the parent/child, a decrease in emotional distance; an increase in the authoritative strategy of family education; an increase in the indicators of parental attitude (acceptance), the degree of rejection of the child in the family has decreased; the manifestation of types of improper upbringing has decreased; there has been an optimization of parental installations.


Keywords:

child-parent relations, family, art therapy, art therapy techniques, psychological correction, art therapy technologies, children, parent-child group, art therapy process, the program of art therapy classes

В настоящее время особый исследовательский интерес вызывают проблемы выявления эффектов применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции различных нарушений [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Следует отметить дефицит научных и прикладных исследований, посвященных применению методов арт-терапии в работе с семьями по коррекции детско-родительских отношений.

Под детско-родительскими отношениями в данной работе понимается целая система родительских установок, ожиданий, определяемых общением и совместной деятельностью родителей и детей [7, 8, 9, 10, 11, 12]. Детско-родительские отношения включают в себя структурные звенья, среди которых и стиль семейного воспитания, и родительское отношение, и др. Мы понимаем, что произвести коррекцию детско-родительских отношений всех звеньев данного феномена посредством реализации краткосрочной работы не представляется возможным. Поэтому нашей задачей явилось создание условий для коррекции детско-родительских отношений, посредством реализации комплекса занятий.

Арт-терапия, согласно анализу психологической литературы [13, 14, 15, 16, 17, 18], как метод психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленный на активизацию личностного роста человека, может применяться как в целях психодиагностики, так и психопрофилактики людей различных возрастов и социальных слоев. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием личностного потенциала, повышением психического и духовного здоровья.

Согласно резолюции российской арт-терапевтической ассоциации под арт-терапией понимается система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений [19, 20, 21, 22, 23, 24]. Особую важность при этом приобретают научные исследования, отражающие эффекты применения арт-терапевтических техник, использующих потенциальные возможности ребенка, актуализирующих его речевое, моторное, сенсорное развитие, социально-бытовые и игровые навыки, а также способствующих коррекции детско-родительских отношений в семье [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31].

Наше исследование среди семей показало, что существуют определенные проблемы в области детско-родительских отношениях, в частности низкий уровень сотрудничества детей с родителями; родители испытывают потребность в психолого-педагогических знаниях и практических умениях по налаживанию контакта с ребенком; родители часто не воспринимают своего ребёнка как помощника и сотрудника, не разделяют с ним ответственности при выполнении домашних обязанностей и не испытывают чувство единения во время совместной деятельности; родители готовы к творческой деятельности с детьми, но не всегда находят на это время.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Центра комплексной поддержки населения г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 9 семей (выборка составила 25 человек, из них 12 родителей в возрасте от 43 до 63 лет) и 13 детей в возрасте от 8 до 17 лет.

Диагностическими методами исследования выступили:

– Шкала степени отверженности ребенка в семье (А.И. Баркан).

– Методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанов в модификации И.И. Махониной).

– Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

– Анкета взаимоотношений с ребенком (Н.А. Кочетова).

– Методика «Анализ семейных взаимоотношений» ( Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).

– Методика изучения родительских установок (РARI) Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет.

На этапе первичной психодиагностики были выявлены основные затруднения родителей в вопросах воспитания ребенка. На вопрос анкеты, «С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?» были получены следующие ответы родителей (Рис. 1).

Рисунок 1. Трудности родителей

В качестве индивидуальных особенностей ребенка родителями в частности отмечались эмоциональные особенности ребенка (тревожность, агрессивность, конфликтность и др.). Согласно результатам исследования, родители считают, что между ним и ребенком ссоры происходят «часто», в то время как дети больше склонялись к ответу «иногда». У детей, в некоторой степени, больше присутствует ощущение взаимопонимания с родителем и помощи ему, чем у родителей. У родителей больше субъективного ощущения того, что они советуются друг с другом и проводят время вместе, чем у детей.

Родителям также предлагалось перечислить свои основные родительские качества. Ответы родителей на вопрос данной анкеты отражены на рис.2.

Рисунок 2. Самооценка родительских качеств

Перечисленные родителями качества содержательно характеризуют выборку нашего исследования, отражая в целом позитивный вектор родительских качеств (заботливый, любящий, ответственный). Вместе с этим следует отметить, что не все родители написали свои качества родителя, испытывая в этом вопросе значительные затруднения.

С целью создания условий для укрепления детско-родительских отношений, нами была разработана и апробирована арт-терапевтическая программа занятий.

Задачи программы:

– развитие невербальных средств общения;

– развитие рефлексии, умения слышать и слушать друг друга;

– развитие способности сотрудничать друг с другом;

– сплочение диады «родитель-ребёнок»;

– поиск и актуализация личностных ресурсов;

– снятие мышечного и психического напряжения;

– развитие фантазии и творческого воображения.

Содержательные компоненты программы.

Программа состояла из 10 занятий.

Форма работы: групповая.

Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 120 минут.

Таблица 1.

Содержание программы занятий

№ занятия

Название техники

1

Упражнение «Цвет настроения».

Мини-лекция.

Арт-техника «Моя семья» (аппликация).

2

Упражнение-ассоциации «Моё настроение…».

Игра «Бантик».

Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».

Мини-лекция.

Арт-техника «Кувшин эмоций».

3

Лекция для родителей «Стиль семейного воспитания», «Детские страхи».

Арт-техника «Наша дружная семья» (рисунок пластилином).

4

Упражнение «Ассоциации».

Игра «Мы с мамой вдвоём очень весело живем».

Арт-техника «Совместное рисование».

Арт-техника «Два зеркала».

5

Лекция для родителей «Агрессивное поведение ребенка», «Поощрение и наказание».

6

Упражнение «Если твоё настроение сейчас как..».

Конкурс «Сердечки».

Упражнение «Ты у меня самый/самая..».

Арт-техника «Семья цветов».

7

Упражнение «Сказка по кругу» (с использованием цветных карточек).

Арт-техника «Рисунок в контуре».

Арт-техника «Семейная мандала».

8

Визуализация «Дом» (прослушивание аудиофайла) .

Арт-техника «Дом».

Арт-техника «Город».

9

Упражнение «Сказка по кругу» (с использованием логокубиков).

Упражнение «Наши семейные традиции».

Упражнение «Мы с тобой похожи» .

10

Упражнение «Сказка по кругу» (с использованием метафорических карт).

Упражнение «Ромашка ассоциаций».

Арт-техника «Семейный герб».

Структура каждого занятия:

1. Вводная часть (приветствие, определение эмоционального состояния каждого участника группы, ожиданий от занятия).

2. Разогрев (настрой на работу, арт-упражнение на взаимодействие родителя и ребенка между собой).

3. Творческая часть (выполнение одной, редко двух арт-терапевтических техник).

4. Обсуждение созданных изо-продуктов, представление работ.

5. Завершение (подведение итогов занятия, прощание).

Оценка результативности реализации программы предусматривает проведение первичной и вторичной психодиагностики с использованием следующих диагностических методик: Методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанов в модификации И.И. Махониной); Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Анкета взаимоотношений с ребенком (Н.А. Кочетова); Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); Методика изучения родительских установок (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет); Шкала степени отверженности ребенка в семье (А.И. Баркан).

Далее представим основные арт-терапевтические техники, используемые нами в программе занятий.

Арт-техника «Моя семья» (К.В. Новикова).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, листы формата А4, фломастеры.

На столе лежат наборы цветной бумаги, участникам предлагается, используя различные геометрические фигуры, вырезанные их цветной бумаги, создать композицию на тему «Моя семья». После завершения работы участникам необходимо придумать название своей работе.

Ниже представлены рисунки созданные семьями-участниками детско-родительской группы. Арт-техника «Моя семья» (рис 3 – 4).

image-2020-12-03 08_39_36.jpg

Рисунок 3. Совместная аппликация на тему «Моя семья» девочки 9 лет с мамой.

image-2020-12-03 08_39_26.jpg

Рисунок 4. Совместная аппликация на тему «Моя семья» молодого человека 17 лет с мамой.

Вопросы для обсуждения:

– Кто явился «генератором» идеи композиции?

– Как называется ваша композиция?

– Что это за семья?

– Кто где находится?

– Чем они занимаются?

– Какие возникли затруднения по ходу выполнения работы, каким образом удавалось их разрешать?

Арт-техника «Кувшин эмоций» (К.В. Новикова), позволяет осознать причины своих переживаний.

Материалы: листы формата А4 и А3, шаблоны кувшинов, различные изо-материалы (простой карандаш, ластик, цветные карандаши, мелки, акварельные и гуашевые краски), различный декор (бантики, стразы на клеевой основе и др.), ножницы, клей.

Участникам (и родителю, и ребенку) предлагается нарисовать кувшин, а затем заполнить содержимое этого кувшина цветом соотнося его со своими эмоциями и чувствами. Важно понимать, что кувшин это тот сосуд, который наполнен различными эмоциями и чувствами, которые мы носим в себе.

Если участник говорит о том, что не может / не умеет рисовать кувшин, тогда можно предложить ему воспользоваться шаблонами кувшинов (рис.5) (распечатанными на листе формата А4).

depositphotos_115710500-stock-illustration-jug-of-milk-icon-outline.jpgkissclipart-pitcher-illustration-clipart-pitcher-clip-art-56e931b866288948.jpgJug-Black-And-White-Clipart-For-Free-3.jpg

Рисунок 5. Шаблоны для раскрашивания к технике «Кувшин эмоций»

После того, как каждый из участников группы нарисовал и раскрасил свой кувшин, предлагается украсить его декором, если ему хочется.

Использование декора в арт-терапевтической технике даёт ощущение ресурса, метафорический смысл украшения кувшина заключается в способности большего выражения эмоций и чувств, возможности наполнить своё эмоциональное состояние новым содержанием.

Далее каждая семья приклеивает свои кувшины на лист формата А3, тем самым поместив их на один лист, образуя семью кувшинов. На рис. 6 представлены рисунки созданные семьями-участниками детско-родительской группы в технике «Кувшин эмоций».

image-2020-12-03 08_30_36 (7).jpg

Рисунок 6. Кувшины эмоций А. (дев.13 лет), Е. (мальчик 10 лет) и их мамы.

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

– Какие эмоции и чувства вы испытывали до начала, в процессе работы и по завершении?

– Расскажите о рисунке. Как вы назвали свой рисунок?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?

– Какие эмоции и чувства наполняют ваш кувшин?

– Где находится кувшин? Что его окружает?

– Из чего сделан этот кувшин?

При обсуждении рисунков обращаем внимание на используемый цвет. Цвет в рисунке передает эмоции и чувства, необходимо попросить участников назвать, какой цвет с какой эмоцией ассоциируется. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание, прежде всего, на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно.

Арт-техника «Совместное рисование» (в парах одним фломастером).

Материалы: фломастеры, лист формата А4.

Инструкция. Детско-родительской диаде предлагается выбрать один фломастер на двоих, взять его одной рукой так, что чья-то рука будет над рукой партнёра. На листе формата А4 предлагается поставить фломастер в центр листа и создать рисунок, держа фломастер одновременно.

Нежелательно заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нежелательно разговаривать в процессе работы. Инструкция не содержит уточнение о том, что это должна быть некая целостная композиция, тем самым доступна диагностика взаимоотношений в паре.

i.jpg

Вопросы для обсуждения:

– Как называется Ваш рисунок?

– Какие эмоции и чувства возникали у Вас до начала, в процессе и после завершения работы?

– Нравится ли Вам работать с Вашим партнером?

– Прокомментируйте части изображения. Кто начал рисовать первым, кто подхватил? Почему не захотелось первым начать рисовать?

– Поняли ли Вы изначально идею рисунка Вашего партнера?

– Можно ли по Вашему рисунку сказать, что рисовал один человек?

– Каким образом Вам удалось достигнуть целостности изображения?

Если по рисунку можно сказать, что рисовал один человек, если нет, не связанных с общей тематикой рисунка деталей, то вероятно диаде родитель-ребенок удается достичь взаимопонимания. В любом случае в целях диагностики взаимоотношений оценивается целостность изображения, степень интеграции деталей рисунка, содержание рисунка, тема и название рисунка, цвет фломастера и др.

Арт-техника «Два зеркала».

Материалы: для каждого участника группы лист формата А4, на котором изображены два овала (рис.7) – это зеркала; различные изо-материалы (простой карандаш, ластик, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, акварельные и гуашевые краски, фломастеры и др.).

Инструкция для ребенка: «На листе изображены два зеркала. Представь, что в одном из них отражается то, что тебя огорчает, когда ты общаешься с мамой, а в другом – то, что тебя радует. Изобрази это».

Инструкция для родителя: «На листе изображены два зеркала. Представьте, что в одном из них отражается то, что Вас огорчает, когда Вы общаетесь с ребёнком, а в другом – то, что Вас радует. Изобразите это».

Данная техника поможет родителям увидеть себя глазами ребенка; понять, что вызывает негативные чувства у ребенка в общении с родителем и как это выглядит в сознании ребенка.

два зеркала.jpg

Рисунок 7. Шаблон для арт-техники «Два зеркала».

Вопросы для обсуждения:

– О каком из двух рисунков хотелось бы рассказать?

– Что тебя огорчает, когда ты общаешься с мамой?

– Что тебя радует в общении с мамой?

– Что Вас огорчает, когда Вы общаетесь с ребёнком?

– Что Вас радует при общении со своим ребёнком?

– Прокомментируйте части изображения.

– Какие эмоции и чувства вызывают оба рисунка?

- Какие затруднения возникли по ходу создания рисунка?

На

i (13).jpg

Рисунок 8. Рисунок девочки (13 лет)

i (15).jpg

Рисунок 9. Рисунок мамы девочки

Арт-техника «Семья цветов» (К.В. Новикова).

Материалы: ватман или листы формата А3, различные изо-материалы (цветные карандаши, восковые мелки, акварельн

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.