Психолог - рубрика Потенциал интеллекта
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Потенциал интеллекта"
Потенциал интеллекта
Фасхутдинова Ю.Ф. - К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР. c. 24-45

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.9135

Аннотация: В статье проводится обзор современных эмпирических исследований, посвященных развитие у детей с задержкой психического развития когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и воображение. Высказывается предположение, что наибольшее развитие возможно у способностей со средовой, а не генетической детерминацией. Приводятся данные о том, что с помощью специальных занятий разным авторам удавалось развить у детей с ЗПР когнитивные способности, однако с помощью тренингов способностей у обычных детей когнитивные способности развиваются гораздо эффективнее, поэтому «догнать» их детям с ЗПР такими способами представляется сложным. Однако при развитии способностей воображения у детей с ЗПР удается получить достаточно высокие результаты, это относится к развитию изобразительных, музыкальных танцевальных способностей. Способности воображения относятся к творческим, и они менее детерминированы генетически, поэтому высказывается рекомендация о необходимости развития таких способностей у детей с ЗПР.
Алямкина Е.А. - Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза c. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются такие психологические категории, как «способности», «задатки» и «талант». Предмет исследования – их влияние на образовательный процесс в вузе. Особое внимание автора уделяется вопросу оценки и измерения способностей, а также их реализации в человеческой деятельности, в том числе и учебной. Важным представляется также вопрос развития способностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время. Описываются четыре фактора, влияющих на развитие способностей: интересы и мотивация студентов, методика преподавания и организация учебно-воспитательного процесса в вузе. Методом исследования в данной статье является анализ и сопоставление трактовок представленных психологических понятий, а также собственного опыта работы со студентами, а именно наблюдения и бесед с ними. Основными выводами автора являются следующие положения. 1) Способности являются потенциальным условием для формирования у человека различных знаний, умений и навыков, в том числе и профессиональных. 2) Способности не гарантируют успех человека в жизни, они должны быть реализованы в деятельности. 3) Оценивать способности сложно, потому что они подразумевают не конкретный результат деятельности, а возможность добиваться результата в ней при определённых условиях. 4) Развития способностей как профессиональных, так и общих – одна из задач высшей школы, основными факторами в решении которой являются интересы студентов, их мотивация, методика преподавания в вузе и организация учебного процесса. Новизна статьи заключается в том, что вопрос о способностях, задатках и таланте находит в ней приложение к аспектам педагогического процесса вуза. С помощью него выявляются не только аспекты обучения, но и трудности образовательного процесса, особенно в мотивировании студентов к учёбе.
Шутенко Е.Н. - Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.27044

Аннотация: Статья посвящена проблеме укрепления психологического здоровья молодежи в кризисно-трансформационной ситуации развития общества. Цель исследования заключалась в идентификации особо серьезных социокультурных деформаций, негативно отражающихся на психологическом статусе современной российской молодежи. Предметом исследования выступало психологическое здоровье как феномен институциональной и ментальной целостности социума. В отношении развития молодежи данный феномен рассматривался как эффект и результат ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. Научная рефлексия проблемы выполнена на основе методологии социокультурной детерминации психологического развития личности и социальных групп. Представлен анализ исследований и подходов в области психологии здоровья. Показаны ведущие тенденции деформации писхосферы и молодежного сознания. Описаны основные уровни идентификации социокультурных вызовов здоровью молодого поколения: гео-культурный, исторически-формационный, социально-политический, политико-экономический, социологический, психологический. Новизна работы заключается в концептуальном переходе от эгоцентрической парадигмы понимания психологического благополучия и здоровья к культуроцентрической парадигме с опорой на жизненно-деятельный план личности как полноценного субъекта. Полученные результаты могут служить важным теоретическим подспорьем для анализа культурогенных факторов психологического здоровья молодежи и разработки комплексных мер по его укреплению и поддержанию в современных условиях
Субботский Е.В. - Научиться у Гарри Поттера c. 52-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12159

Аннотация: В статье анализируется роль магического мышления в психическом развитии ребенка. Рассмотрены вопросы: Верят ли дети в магию или только играют в нее? Является ли интерес к магии столь же сильным, как и интерес к новым физическим явлениям? Можно ли использовать магическое мышление для целей приобретения детьми полезных когнитивных навыков, или оно пригодно только для развлечения? Исследования показали, что дети дошкольного и раннего школьного возраста действительно верят в реальность магического. Дошкольники и младшие школьники проявляют значительно более сильный интерес к исследованию волшебных событий, чем к исследованию новых физических явлений. Эксперименты подтвердили предположение, что показ фильмов с невозможными событиями и существами стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами. Наконец, было показано, что включение торговых брэндов в контекст невозможного способствует последующему распознаванию брэндов в значительно большей степени, чем включение аналогичных брэндов контекст равно интересных возможных событий. Обсуждены перспективы использования магического мышления в школьной практике. Новизна: (1) Впервые рассмотрена роль детского магического мышления в приобретении детьми знаний и полезных когнитивных навыков; (2) Новым является анализ проблемы о соотношении детского магического мышления и обучения научным предметам; (3) Выдвинута идея о создании “альтернативных учебников” – учебников по физике, биологии, психологии и другим дисциплинам, в которых известные законы природы не соблюдались бы, а нарушались. Выводы: (1) Вовлечение детей в магическое мышление стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами (эффект «преимущества невозможного над возможным»; (2) Причина эффекта “преимущества невозможного над возможным” в том, что мышление о возможном задействует лишь узкий круг психических функций (восприятие и кратковременную память). Напротив, мышление о невозможном задействует всю палитру таких функций (восприятие, память, мышление, воображение и эмоции), что обеспечивает более сильную активацию у ребёнка некоторых полезных навыков; (3) Магическое мышление ребенка -- не «ложное понимание реальности» и не помеха научному мышлению, а новый, еще не освоенный психологией материал для оптимизации психического развития и обучения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.