Психолог - рубрика Психотехника
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психотехника"
Психотехника
Березина Т.Н. - О взаимодействии физических и интеллектуальных способностей. c. 1-24
Аннотация: Анализируется взаимосвязь между показателями физического развития взрослого человека и его когнитивными способностями. В качестве показателей физического развития оцениваются силовые, скоростные качества, характеристики гибкости и равновесия. В качестве интеллектуальных измеряются параметры творческого мышления: гибкость, оригинальность, сообразительность и другие. Проводится корреляционный анализ. Показано наличие достоверных взаимосвязей между способностями к координации движений и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью), а также сообразительностью при решении задач у взрослых людей.
Чернов Д.Н. - Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников c. 1-33
Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности становления детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 116 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного подхода, предложены ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель–ребенок».
Олешкевич В.И. - Методологический анализ процессов психологической реабилитации в наркологической клинике. c. 1-37

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.386

Аннотация: В статье исследуется проблема психологической реабилитации как культурно-историческая проблема, затрагивающая, широкие области жизни современного человека. В этой связи изучается понятие психологической реабилитации и организация психологической реабилитации в современной медицине, в частности, в наркологической клинике. Исследуются различные подходы к организации реабилитации и осуществляется их психотехнический анализ, изучаются возможные уровни организации реабилитационного процесса в наркологии, их методология, а также их соответствующий реабилитационный потенциал и показывается особое значение экзистенциального уровня организации психологической реабилитации. Делается вывод о возможности использования такой методологии в построении реабилитационных программ также и в других областях медицины и социальной практики.
Артемьева О.А. - Советская психотехника: социальная биография научно-практического течения c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12015

Аннотация: История отечественной психологии 1920-1930-х гг. представляет редкий науковедческий материал. В это время под действием уникальных социальных условий наблюдался рост и ликвидация целого ряда научно-практических течений – психоанализа, педологии, психотехники. Обращение к истории развития каждого из этих течений позволяет вскрыть существенные закономерности социальной детерминации науки. В представляемой работе на основе анализа историко-научных, в том числе архивных, материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются трагические судьбы ее лидеров И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Выделяются этапы социальной биографии психотехнического течения как субъекта научной деятельности. Дается характеристика социальных условий его становления и ликвидации в советской России. В качестве результата социальной детерминации развития течения прослеживается смена методологических установок советских психотехников. При реконструкции «социальной биографии» советской психотехники анализировались основные публикации и личные документы ее научных лидеров, результаты историко-психологических исследований и официальные документы, регулировавшие деятельность советских психотехников в 1920–1930 гг. Проведенная работа позволила сделать вывод о зависимости развития научно-практического течения от таких социальных условий, как экономические, идеологические и политические. Особое внимание уделяется амбивалентному характеру влияния советской научной политики: с одной стороны, репрессии в отношении ученых-практиков приводили к подавлению исследовательской инициативы и ослаблению научно-технического потенциала страны, с другой – советская научная политика способствовала объединению научного сообщества на основе общих методологических принципов.
Новикова К.В., Жевтун И.Ф. - Программа арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38192

Аннотация: Представленная статья посвящена рассмотрению возможностей использования методов арт-терапии в психологической работе с семьями по коррекции детско-родительских отношений. Объектом исследования являются детско-родительские отношения. Предметом исследования является выявление эффектов применения арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений. В статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей коррекции детско-родительских отношений, посредством применения арт-терапевтических техник. Статья содержит описание программы арт-терапевтических занятий, которая была апробирована в работе с детско-родительской группой. Представлено описание основных арт-терапевтических техник при работе с семьями, в том числе авторских. Методами исследования явились тестирование, анкетирование, психологический эксперимент, наблюдение.    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами в работе с семьями. Научная новизна исследования состоит в разработке программы арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях психологической коррекции детско-родительских отношений посредством применения арт-терапевтических техник. Согласно полученным результатам после реализации комплекса мероприятий отмечается улучшение детско-родительских отношений: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; уменьшилось проявление типов неправильного воспитания; наметилась оптимизация родительских установок.
Новикова К.В. - Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья c. 10-23

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34487

Аннотация: Предметом исследования являются детско-родительские отношения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью исследования является выявление возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологической основой исследования выступают субъектно-деятельностный и системный подходы, а также положения о структуре и функциях детско-родительских отношений, взгляды на детско-родительские отношения Н.Ю. Синягиной; концепция системной арт-терапии А.И. Копытина. Методами исследования явились тестирование, анкетирование, психологический эксперимент, наблюдение. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами в работе с приемными семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна исследования состоит в разработке программы арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения арт-терапевтических техник. Согласно полученным результатам после реализации комплекса мероприятий отмечается улучшение детско-родительских отношений: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; уменьшилось проявление типов неправильного воспитания; наметилась оптимизация родительских установок.
Рысёв Н.Ю. - Методика деловой игры "Стратегии и тактики переговоров". c. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19287

Аннотация: В данной статье детально описана авторская деловая игра «Стратегии и тактики переговоров». Первая цель игры – понимание и практическое использование пяти стратегий ведения переговоров и способов противодействия им: игнорирование, доминирование, манипуляция, компромисс, сотрудничество. Вторая цель игры – освоение тактических способов оказания влияния, таких как: убеждение, эмоциональное заражение, смена ролей, использование афоризмов, игра на чуствах, самопрезентация, подчеркивание риска, юмор и легкая ирония, влияние на самооценку, четкое инструктирование, ссылка на нормы, должествование, присоединение к ценностям, подчеркивание возможного выигрыша. В статье дается подробное и исчерпывающие описание методики деловой игры, кажый этап деловой игры объясняется и обосновывается. Новизна данной работы заключается в том, что статья имеет ценность для практических психологов и педагогов, которые используют в своей деятельности активные формы обучения, такие как ролевые и деловые игры. Данная деловая игра имеет три важнейших аспекта. Во-первых, во время ее проведения происходит обучение участников. Во-вторых, игра несет диагностическую нагрузку. В третьих, деловая игра может быть использована как дизайн психологического эксперимента.
Елфимова М.М. - Развитие произвольного смыслообразования в нарративном тренинге c. 71-78

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.25010

Аннотация: Предметом исследования выступает развитие произвольного смыслообразования, которое понимается как освоение рефлексивного действия, направленного на упорядочивание человеком объектов реального или идеального мира, и осуществляемое в результате опосредствования. Последнее представляет собой освоение способа действия с предлагаемым психологическим средством (психологическим орудием). В тренинге происходит интериоризация нарративной формы становления рефлексии, в результате чего человек осмысливает события своей жизни. Содержанием нарративного тренинга становится нарративное расспрашивание – особая психотерапевтическая техника и средство развития произвольного смыслообразования, которое помогает человеку означить и придать смысл конкретным эпизодам собственной жизни, структурировать разрозненной опыта, и тем самым занять авторскую позицию к своей жизни. Таким образом обеспечив произвольность в отношении собственной сферы смыслов. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: общетеоретических (теоретический анализ, сравнительный анализ, обобщение); общепсихологических (формирующий эксперимент); статистических (критерий U-Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, интервальная шкала). Исследование выполнено в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой, произвольное смыслообразование социально по своему происхождению, опосредствовано по структуре, а также произвольно по способу функционирования. Новизна данного исследования заключается в обосновании нарратива как психологического орудия отстраивания смысловой сферы личности. После апробации программы нарративного тренинга в контрольной группе по исследуемым параметрам (биографическая рефлексия, модус жизни, рефлексивность, общий показатель осмысленности жизни) не выявлено статистически значимых различий, в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия, что свидетельствует о том, что программа нарративного тренинга, направленная на развитие произвольного смыслообразования, является результативной.
Рудакова Е.Н. - К проблеме психологической диагностики преобладающей мотивации деятельности современных педагогов c. 71-77

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.2.29639

Аннотация: Автор рассматривает проблему диагностики процессуальной мотивации личности (парателики, терминология М. Аптера (Аптер, 1987) и результирующей мотивации деятельности педагогов (телики). Исследование преобладающей мотивации актуально в связи с рассмотрением мотивационной структуры личности в качестве ее ведущей детерминанты, а также по причине необходимости знаний об особенностях мотивации современного педагога как представителя профессии социономического типа. В работах отечественных и зарубежных психологов рассматриваются не только психологические особенности ориентации на процесс и результат, но признается наличие промежуточных состояний, их реверсивность. С целью выявления возможностей методик «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной и «Словарь» И. Г. Кокуриной по измерению выраженности преобладающей мотивации было проведено исследование с участием 164 педагогов общеобразовательных школ Республики Бурятия с разным стажем работы. Обнаружена взаимосвязь родственных показателей установок на процесс деятельности (на уровне r=0,138 при р≤0,1). Совпадение по определению показателей процессуальной и результирующей мотивации выявлено в 46% случаев. Предположено, что расхождения в оценке мотивации деятельности обусловлены спецификой полупроективной методики «Словарь». Содержится вывод о широких возможностях каждой методики по измерению выраженности результирующей и процессуальной мотивации и эффективном их использовании как отдельно, так и в комплексе в целях изучения особенностей модели поведения современного педагога. Высказано предположение, что устранение выявленных противоречий в результатах исследования возможно по итогам проведения дополнительного исследования склонностей и внутренней сущности личности с использованием личностного опросника Р. Б. Кеттелла.
Капустина Т.В. - Экспресс-методы в психологическом консультировании c. 76-85

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26905

Аннотация: Объектом исследования являются психодиагностические экспресс-методы. Предметом исследования – классификация экспресс-методов, используемых в психологическом консультировании. Автор подробно рассматривает экспресс-методы, которые предлагаются создателями как способы стартовой экспресс-диагностики. Делается акцент на актуальность ее использования в психологическом консультировании при решении различных практических задач, поскольку она позволяет определять нужные для психолога личностные черты или проявления психики при минимальных временных затратах. Особое внимание уделяется методам, которые основаны на типологическом подходе к оценке личности, так как они в большей степени упрощают работу благодаря соотнесению клиента с определенным типом личности. Для решения поставленных задач в статье используются теоретические методы - анализ, систематизация и классификация психодиагностических экспресс-методов. Основными выводами проведенного теоретического исследования является заключение о том, что именно проективные экспресс-методики, основанные на типологическом подходе, будут наиболее эффективными в практической деятельности психолога-консультанта, поскольку являются наиболее «безопасными» и интересными для клиента, так как он, преимущественно, в процессе диагностики работает со слабоструктурированным стимульным материалом. Новизна исследования заключается в предлагаемой классификации психодиагностических экспресс-методов. Также основным вкладом автора в развитие темы является представление авторской проективной методики "Способ оценки личности - 12 архетипов плюс", как одного из экспресс-методов, применимого в психологическом консультировании.
Мартьянова Г.Ю., Ильина А.А. - Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику c. 94-118

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13601

Аннотация: Одним из широко распространенных методов в психологической коррекции детей является арттерапия. Однако применение ее техник на практике часто происходит без учета возрастных возможностей реагирования детской психики. Настоящая статья показывает, какие механизмы арттерапии делают ее эффективной в старшем дошкольном возрасте. Определение эффективности осуществляется в сравнении с игровой коррекцией, приоритет которой в возрасте с 3 до 7 лет объясняется типом ведущей деятельности. Сопоставление подходов осуществляется с процессуальной и результативной позиций. Основным критерием проведенного анализа выступает возможность получения продукта детской деятельности в диагностике, психопрофилактике и собственно коррекционной работе. Доказано, что арттерапия как метод полезна в дошкольном возрасте в силу слабой рефлексии и низкой вербальной активности детей. Определено, что символический смысл искусства соотносится с процессом формирования знаково-символической функции сознания ребенка, прежде всего, механизма моделирования. Показано соответствие арттерапии как вида практической деятельности основным принципам психологической коррекции детей. Основные тезисы об эффективности арттерапии в дошкольном возрасте подтверждаются данными собственных эмпирических исследований.
Горбов Е.А. - Психологические условия оптимизации функции контроля в управленческой деятельности c. 130-146

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22793

Аннотация: Предметом исследования выступает контроль в управленческой деятельности. В условиях организации очень важны психологические условия реализации функции контроля, так как место контроля в общей структуре деятельности руководителя, выбор им конкретных параметров для контроля и форм его осуществления обусловлены широким спектром индивидуально-психологических и личностных особенностей, а также спецификой социально-психологического климата коллектива. Цель исследования: изучить особенности реализации функции контроля в организации и разработать профилактические мероприятия, способствующие его оптимизации. Был создан диагностический инструментарий, способствующий изучению отношения к контролю и особенностей его реализации. Разработанные профилактические мероприятия, включающие семинары, индивидуальные беседы с элементами практикума, разработку и распространение информационных материалов, показали свою эффективность. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что сотрудники стали более информированы о сущности функции контроля в организации, лучше относиться к нему и понимать его необходимость. Снизились показатели их тревожности. Повысилась компетентность руководителя. Он стал более осведомлен о функции контроля, его видах, задачах и психологических условиях оптимизации. Применяя на практике полученные знания, он отмечал, что стал меньше наблюдать проявления тревожности у своих подчиненных, что в совокупности с общими показателями диагностики может свидетельствовать о том, что руководитель перестал использовать не продуктивную систему тотального контроля.
Майленова Ф.Г. - Разнообразие способов личностного изменения: от дзэн-практик к гипнотерапии c. 142-162

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13673

Аннотация: Основной предмет исследования трансовые техники, используемые в психотерапии. Современная гипнотерапия вбирает в себя разнообразный опыт личностного изменения, выработанный не только в области медицины и психологии, но и в различных духовных практиках (йога, дзэн-буддизм, даосские практики). Хотя дзэн с его нацеленностью на действие и существование здесь-и-теперь казался поначалу прямой противоположностью классической психотерапии, основанной на беседе и работе с воспоминаниями, именно его сосредоточенность на текущем моменте и работа с осознаванием оказались очень продуктивными. Высокая, по сравнению с другими психотехниками, эффективность и специфика работы с гипнотическими техниками накладывают дополнительную этическую ответственность на терапевта, в частности, за соблюдение принципа информированного согласия. Использованная методология – сравнительный анализ психотерапевтических методов работы с личностью и духовных практик на основе личного опыта самомодификации и наблюдения за клиентами в процессе психологического консультирования. Научная новизна подхода состоит в поиске общих принципов в таких столь непохожих системах, как психоанализ, гипнотерапия и дзэн-практика. Стремление понять, интерпретировать символы и знаки, предлагаемые бессознательным, а самое главное – пристальное внимание к процессам, протекающим в бессознательном, по сути присуще и психоанализу, и дзэн-буддизму, и эти новые знания способствуют расширению возможностей гипнотерапии и обогащению видения природы человека и способов его исцеления.
Гафарова О.Н. - Технология осознания реальности - подход психологического консультирования c. 317-356

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15538

Аннотация: Технология Осознания Реальности (Technology of Realization of The Reality (ToRR-подход) - это концептуально разработанная матричная модальность консультирования, которая одинаково применима в психологическом консультировании и психотерапии, коучинге и бизнес-консалтинге, в системе образования и просвещения. Благодаря её внедрению в работу нашего психологического "Ресурсного Центра "Интеграция" (http://nlptherapy.ru) сократил срок ликвидации невротических состояний, зависимостей и тяжёлых организационных и семейных конфликтов более чем в 2 раза, по сравнению с 2010 годом. Она разработана на основе адаптационных механизмов развития и матрицы (таблицы элементов информации), показывающей направленность изменений на одном горизонтально – структурном уровне, модель консультирования, имеющая широкий спектр применения и позволяющая детально изучить проблемы клиента, особенности условий внешней среды, связанной с его проблемой, предвидеть основные тенденции развития его последующего жизненного сценария и дать необходимые рекомендации для положительного решения проблемы. ToRR-подход выступает в роли своеобразного катализатора ускорения изменений процессов осознания и связанного с ним личностного развития, создающего новые качества в мышлении и характере клиента в процессе его самонастройки. Он позволяет с определенной точностью предвидеть развитие очередных событий и прогнозировать их, отслеживая динамику процесса, при необходимости изменять или корректировать их, обеспечивая устойчивость и необратимость положительных результатов в жизни наших клиентов в данных конкретных условиях. В процессе исследования проблемы происходит переход с уровня горизонтальных, последовательных этапов развития предыдущих событий, на новый, вертикальный уровень.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.