Электронный журнал Психолог - №5 за 2019 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2019
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 19-11-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2019
Понять человека
Казанцева Е.В., Холина О.А., Москаленко А.Е. - Оценка степени осознанности студентов с наличием склонности к аддиктивному поведению c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.31257

Аннотация: В статье обсуждается новый когнитивный конструкт осознанность (mindfulness), активно исследуемый в зарубежной науке. Описываются основные характеристики и сферы в которых идет разработка данного когнитивного феномена такие как: терапевтический подход, философско-педагогический подход; подход личностного познания и развития. На основе зарубежных и отечественных данных подчеркивается влияние осознанности на значимые личностные структуры: рефлексия, внимательность, персональная удовлетворенность жизнью. На эмпирическом этапе исследования проверялось наличие взаимосвязи между склонностью к зависимому поведению и высокой степенью осознанности у студентов вуза. Основу выборки составили 100 студентов вуза 58 девушки и 42 – юноши средний возраст 20,2. Для проверки выдвинутой гипотезы использовались такие методик как Методика склонности к 13 видам зависимости Г.В. Лозовой и шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни — Mindful Attention Awareness Scale (MAAS), авторы: K.W. Brown, R.M Ryan в адаптации А.М. Голубева Для проверки данных использовались методы математической статистики, а также эмпирические результаты, полученные в ряде зарубежных исследований. Математическая обработка осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 6.0. В целом, было установлено, что высокая степень осознанности имеет обратную корреляционную зависимость по отношению к склонности к аддиктивному поведению.
Социальные страсти
Березина Т.Н., Стельмах С.А., Дергачева Е.В. - Влияние пенсионного стресса на биопсихологический возраст в России и в Республике Казахстан: кросс-культурное исследование. c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.31159

Аннотация: Целью исследования выступает сравнительный анализ динамики биопсихологического старения мужчин и женщин среднего возраста в России и Казахстане. Объектом исследования выступают жители Казахстана (206 человек) и Российской Федерации (1303 человека). Предметом является динамика биологического и психологического старения в возрастных группах от 30 лет до 81 года и старше. Рассматриваются две формы пенсионного стресса: предпенсионный как ожидание выхода на заслуженный отдых и постпенсионный - как переход в другую социальную среду. Исследуется влияние пенсионного стресса на биологический и психологический возраст человека. Используются методы оценки биологического возраста по Войтенко и самооценки субъективного психологического возраста по К.А. Абульхановой. Установлены общие тенденции динамики биопсихологического возраста для двух стран: соответствие динамики календарному взрослению, влияние пенсионного стресса на биологическое старение населения, ускоренное биологические старение мужчин относительно женщин, стремление молодых людей преувеличивать психологический возраст, а зрелых – преуменьшать. Обнаружены различия между Россией и Казахстаном. В России пенсионный стресс влияет одинаково на мужчин и женщин, вызывая у них ускорение биологического старения, также у россиян наблюдается рассогласования биологического и психологического старения. У женщин Казахстана самый низкий уровень пенсионного стресса, и отсутствует рассогласование биологического и психологического старения. У мужчин Казахстана произошла адаптация к более позднему выходу на пенсию, поскольку пенсионная реформа для них завершена два десятилетия назад, у них мобилизуются биологические резервы и в предпенсионном возрасте они чувствуют себя моложе, зато после выхода на пенсию старение резко усиливается.
Философия и психология
Спектор Д.М. - Машины, делающие людей, или «третий путь» психологии c. 27-42

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.27389

Аннотация: Предметом исследования выступает, в широком смысле, предмет психологии. В свете генерального сомнения в том, что таковым выступает сознание, этот предмет определен в сфере мотивации как чувственно-сознательном и институциональном механизме, ведущими подсистемами которого выступает вера (религиозные институты), власть (политические организации) и долг (экономические институты). Перечисленное вводится в оборот психологии в качестве до-сознательных ведущих мотивов, устроение которых определяет (определяется) архитектуру внешнего и внутреннего мира, и, прежде всего их обращение. С целью решения данной проблемы отношение веры, власти и долга переосмысливаются, в каких видах производится глубинная реконструкция их происхождения, в ходе которой восстанавливается их первичное единство (синкретизм). Научная новизна исследования заключается в утверждении «третьего пути» психологии, что означает выход за рамки традиционной альтернативы чувственность/сознание в направлении мотивирующих человека институтов: духовных, политических, экономических. Обращение общностей (в соответствии с выделенными мотивами) и обращение мотивов (внутри общностей) обозначает новый путь психологии институций.
Психология высших устремлений
Shutenko E.N., Shutenko A.I., Derevyanko Y.P. - Psychological Health of University Youth as a Subject of Axiological Reflection c. 43-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.30959

Abstract: The subject of the research is the value sources that ensure the psychological health of modern students. The authors study in detail the scientific aspects of the extent of prior research of psychological health, its phenomenology, and structural organization. They analyze the destructive influence of consumer society, modern mass media, and information technologies on young people’s consciousness. The study emphasizes the value factors of the development of psychologically healthy youth and the role of higher school as an institution of socialization. As attractive value guidelines for youth development, the authors consider the most important layers of sociocultural experience, which concentrate the leading sense loci of a civilized matrix. The authors base the study on the methodology of socio-cultural determination and implement provisions of cultural-historical and axiological approaches when investigating the processes of healthy personality development. They apply methods of modeling and conceptual reconstruction of the value space of healthy youth education. As a result, the study models a holistic structure of youth psychological health comprised of three components: psychosomatic, functional-psychological, and spiritual. The novelty of this result is that the leading role belongs to the spiritual component reflecting the value-sense level of the personality. As the main research result, it presents the construct of value attractors for the healthy development of students, which includes seven conjugated strata of socio-cultural experience: from socio-centric, theocentric, anthropocentric, ethnocentric, nature-oriented, cultural-oriented, and gnoseocentric. Each of these strata concentrates the most significant features of education, which altogether represent an essential civilizational resource for building productive educational practices in modern higher education.
Мотивация и духовность личности
Рудакова Е.Н. - К проблеме оплаты труда как фактора формирования профессиональной мотивации современного педагога c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.31207

Аннотация: Предметом исследования является влияние особенностей системы оплаты труда на мотивацию деятельности и психологическое благополучие современного педагога. В качестве объекта исследования рассматриваются особенности мотивационной сферы личности педагога в условиях предъявляемых обществом требований по выполнению миссии современной школы. Автором рассматриваются негативные проявления личностных реакций педагога при применяемом порядке формирования вознаграждения - неудовлетворенность работой, эмоциональное выгорание. В качестве альтернативы предлагается система кросс-функциональной структуры как возможности удовлетворения педагогами мотивов более высокого порядка. Особое внимание уделяется анализу потребностных факторов в трудовой деятельности с позиций различных теорий мотивации. Вопросы влияния мотивирующих факторов рассматриваются с использованием методов сравнительного и логического анализа. В результате проведенного в 2018-2019 гг. эмпирического исследования получен тестовый материал, статистическая интерпретация которого позволила сделать выводы о деструктивных проявлениях в деятельности 192 педагогов Республики Бурятия. Основными являются выводы об ограничениях в деятельности педагогов, связанными с действующей системой вознаграждения за выполняемую работу. Традиционно вопросы мотивации педагогов рассматриваются с различных позиций как многомерный конструкт, при этом влияние действующей формы оплаты труда как мотивирующего фактора в современной психологической литературе четко не обозначено. Новизна исследования заключается в рассмотрении последствий негативного влияния уравнительной системы оплаты труда на неудовлетворенность работой, эмоциональное выгорание педагогов и деструктивные проявление, влияющие на всех участников образовательного процесса. Научная новизна настоящего исследования состоит в рассмотрении системы оплаты труда педагогов как фактора, опосредующего взаимосвязь между профессиональной мотивацией и уровнем психологического благополучия.
Психология развития
Шилова Н.П. - Гендерные особенности формирования временной перспективы будущего в юношеском возрасте c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.31066

Аннотация: В статье рассматриваются результаты исследования гендерных особенностей формирования временно̀й перспективы будущего юношами и девушками. Проводится анализ выявленных статистических зависимостей, подтверждающих гипотезу о том, что способы формирования временной перспективы будущего имеют существенные гендерные различия. Так, различными являются: временной промежуток, на который юноши и девушки планируют свое будущее и объект мотивации, с которыми они связывают свое будущее. Выборку исследования составили 1538 человек от 14 до 28 лет, из них 610 юношей и 928 девушек. В качестве методики исследования применялась методика незаконченных предложений Ж. Нюттена. Статистическая значимость отличий ответов респондентов проводилась при помощи критерия Хи-квадрат и таблиц сопряженности. Установлено, что юноши формируют свои временные перспективы будущего в основном в интервале одного дня и ориентируясь на себя как на основной мотивирующий объект собственного будущего. А девушки, напротив, не используют промежуток одного дня при проектировании своего будущего и, думая о будущем, ориентируются на других людей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.