Электронный журнал Психолог - №4 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 27-08-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Внутренний мир человека
Ростовцева М.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М., Хохрина З.В. - Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23415

Аннотация: Предметом исследования является связь ценностных ориентиаций и психологических механизмов адаптации студенческой молодежи. Проведено исследование на выборке студентов 5 курса ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет". Установлено, что состояние психологической дезадаптации приводит к закрытию для дезадаптированных студентов ценностей-целей широкого жизненного спектра и «сужению перспективы личностного развития». Неадаптированные испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями мета-уровня (познание, творческая самореализация). Не обнаружилось значимых различий в ценностях студентов с высоким и низким уровнем адаптации. Однако, большее число студентов из группы адаптированных, нежели неадаптированных, выбирают в качестве важной жизненной ценности "профессиональное и личностное развитие" Основным методам исследования являлось тестирование с помощью следующих психодиагностических методик: тест Рокича «Ценностные ориентации», тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), тест "Шкала депрессии" (тест адаптирован Г.И.Балашовой). Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между ценностными ориентациями и психологическими механизмами адаптации личности. В целом по двум группам испытуемых (адаптированных и неадаптированных) получены схожие данные в отношении выбора терминальных ценностей (здоровье), однако существуют некоторые значимые различия при выборе испытуемыми двух групп инструментальных ценностей.
Мотивация и духовность личности
Петрухина С.Р. - Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки c. 10-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.21811

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления различий в иерархической структуре ценностных ориентаций студентов технического и гуманитарного направлений профессиональной подготовки. Проблематика особенностей ценностной сферы в юношеском возрасте обоснована через теоретический анализ концепций, рассматривающих ценности как психологические образования, соподчиненные в иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов, а также факторы, влияющие на процесс формирования ценностных ориентаций студентов. Рассмотрены различные подходы к определению типов систем ценностей. Так, М. Рокич предлагает классифировать ценности на два класса: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), Г.Е. Леевик разделяет ценности личности на цели жизни и ценностные ориентации – средства достижения целей жизни. Выборку составили первокурсники в количестве 118 человек различных профилей профессиональной подготовки Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола). Были применены методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и ЦОЛ-8 Г.Е. Леевика. Для наиболее полного рассмотрения ценностной сферы проводилось прямое ранжирование списка ценностей в разрезе профилей профессиональной подготовки респондентов. Выявлены значимые различия в ценностях-целях и ценностях-средствах: специфика ценностных ориентаций студентов, обучающиеся на специальностях технического профиля, заключается в приоритетности ценностей-средств, а именно нравственных аспектов. Иерархическую структуру ценностей студентов, обучающихся на специальностях гуманитарного профиля, возглавляют ценности-цели, связанные с общением. Полученные результаты могут служить основой для разработки содержания комплекса психолого-педагогических формирующих воздействий на этапе профессионального самоопределения студентов вуза.
Тело и телесность
Филиппова С.А., Шелиспанская Э.В. - Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23273

Аннотация: Исследование посвящено изучению отношения к телесному "Я", удовлетворенности телом у студенческой молодежи, роли телесного «Я» в общей картине психологического благополучия личности, выявлению психологических причин неудовлетворенности телом, определению путей их коррекции. Телесное «Я», являясь материальной основой половой и, отчасти, гендерной идентичности транслируется через все компоненты «Я-концепции» – когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий; соприкасается со всеми сферами бытия человека, оказывая влияние на индивидуальное и общественное сознание. Методология исследования строится на использовании биопсихосоциальной модели возникновения невротических расстройств, учете взаимного влияния объективной и субъективной реальности в формировании образа «Я» субъекта, ориентацию на ведущую роль собственной активности личности в выборе стратегии совладания с психологическими проблемами. Методы исследования: обзор и анализ литературы по теме, диагностический эксперимент вербальные методы психологической диагностики методы математической обработки данных, формирующий эксперимент. Полученные данные говорят о том, что неудовлетворенность телом свойственна значительной части современной молодежи. Обнаружены различия в восприятии образа тела и влиянии массы тела на удовлетворенность им у психологически благополучных и психологически неблагополучных студентов. Неудовлетворенность телом у психологически благополучных студентов является следствием социального влияния, восприятие тела носит целостный характер, масса тела в пределах нормы повышает удовлетворенность телом. Неудовлетворенность телом психологически неблагополучных студентов связана с чрезмерно фрагментированным восприятием тела, в котором масса тела не является значимым фактором. При преодолении психологических проблем, тем или иным образом выражающихся в неудовлетворенности телом, эффективность показывают индивидуальные и групповые формы работы.
Профессиональная психология
Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Психологические характеристики профессиональной идентичности студентов психологов c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23631

Аннотация: В статье представлены результаты исследования профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных курсов. Методом экспертных оценок и последующим применением математико-статистических процедур, выявлены образы «Я-реального» и «Я-идеального» профессиональной идентичности студентов-психологов. Определены значимые характеристики образа психолога – профессионала, который соотнесен с ожиданиями и представлениями студентов. Рассмотрен процесс идентификации студентов с образом психолога – консультанта и психолога – преподавателя, а также специфика формирования «Я-концепции» молодого специалиста. Цель: выявление психологических характеристик профессиональной идентичности молодых психологов, получающих высшее образование. Предмет: особенности психологических характеристик профессиональной идентичности (на примере студентов-психологов). Методология исследования: концепция личностной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсия); интерперсональная концепция социализации (Т. Лири, Дж. Мид, Г. Салливен); теория семантического диффе-ренциала (Ч. Осгуд); системный подход к исследованию профессиональной «Я-концепции» (С. Д. Джанерьян). Методы исследования: Методы сбора диагностической информации – методика интерперсональной диагностики разработанная Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, метод экспертных оценок. Методы математико-статистического анализа полученных данных – метод экспертных оценок, Т критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ, программа SPSS 22.0. Новизна исследования заключается в выборе методов конструирования профессиональной идентичности студентов-психологов, в сопоставлении образа преподавателя-психолога с ожиданиями и представлениями студентов, в использовании методов математико-статистической обработки данных. Основные выводы исследования – выявлены типы восприятия студентами образов психологов-профессионалов в области преподавания и консультирования. Образ «идеальный психолог - консультант» объединяет в себе «клиент - ориентированный» и «проблемно-ориентированный» тип профессиональных качеств психолога, а образ «идеальный психолог - преподаватель» - собирательный образ типов преподавателя, таких как «мастер» и «аспирант»; по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-консультант» - это «эмпатийный» и «конгруэнтный» типы, а по образу восприятия студентов самих себя «Я как психолог-преподаватель» - это «рациональный» и «эмоциональный» типы.
Клиническая психология
Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Пенитенциарный стресс у лиц с разным количеством судимостей, находящихся в изоляторе временного содержания c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23615

Аннотация: В статье представлены результаты исследования пенитенциарного стресса личности, проявляющегося в негативных изменениях эмоционального состояния, самоощущения, связанного с ростом депрессивных реакций и снижением адаптивных возможностей. Рассмотрена взаимосвязь тюремной изоляции и потеря возможности удовлетворения актуальных потребностей личности. Заключение под стражу и пребывание в местах принудительного содержания является серьезным стрессом для личности, связанным с разного рода депривациями, прежде всего социальной. Пребывание в пенитенциарных учреждениях способно оказать выраженное нега-тивное психофизическое воздействие на индивида, что может быть связано с моно-тонностью жизни заключенного, с нарушением пространственно-временных норм существования, с дисбалансом ритмов сна-бодрствования, с ограничением доступа к информации и, конечно, с ограничением общения с близкими. Пенитенциарная изоляция провоцирует множество негативных изменений в жизни личности: пере-живания тревоги, страха, чувства безнадежности, беспомощности и постоянного напряжения. Цель исследования - выявление особенностей пенитенциарного стресса: значимых различий в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Предмет исследования - различия в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Методология исследования: эмоциональная концепция мотивации (В. Вилюнас). Когнитивная теория психологического стресса (Р. Лазарус). Концепции пенитенциарного стресса (Ермасов Е. В., Чирков А. М., Дебольский М. Г. и др.). Новизна исследования: заключается в формулировке интегрального понятия пенитенциарного стресса, выборе методик, позволяющих раскрыть основные инди-каторы психологического стресса в условиях изоляции и комбинации математико-статистических критериев исследования. Основные выводы исследования – выявлены достоверные различия в эмоциональном состоянии, самоощущении лиц с разным количеством судимостей, оказавшихся в изоляторе временного содержания. У лиц, впервые попавших в изолятор временного содержания отмечается «угнетенное самочувствие», сниженная «активность», преимущественно «негативное настроение», переживание беспо-мощности и высокий уровень депрессии.
Психология развития
Серафимович И.В. - Роль метакогнитивных признаков профессионального надситуативного мышления педагогов в сохранении и укреплении социально-психологического здоровья c. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.22117

Аннотация: Автором анализируется роль метакогнитивных признаков при формировании надситуативного мышления, которые позволяют оказывать влияние на изменение в показателях социально-психологического здоровья педагогов. Предметом исследования являются метакогнитивные признаки надситуативного профессионального мышления. Целевой группой были педагогические коллективы школ и дошкольных образовательных учреждений, реализующих проект сохранения и укрепления социального и психологического здоровья участников образовательного процесса (г. Ярославль). Апробация программ занятий по формированию компонентов надситуативновного мышления в области социально-психологического здоровья осуществлялась в течение 5 лет в различных образовательных учреждениях города. В занятиях приняли участие более 1500 педагогов. Исследование выполнялось в два этапа: сначала осуществлено эмпирическое изучение метакогнитивных признаков надситуативного мышления и уровня социально-психологического здоровья педагогов, затем проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент. Выполнена математико-статистическая обработка данных с помощью программы SPSS 19.0. Сформулирован вывод о том, что проявление и развитие признаков надситуативного мышления характеризуются направленностью на сохранение и укрепление социально-психологического здоровья. Обосновано, что формирующий психолого-педагогический эксперимент способен влиять на развитие метакогнитивных составляющих надситуативного мышления (активная причастность и реформирующая позиция в решении проблемных ситуаций, поиск конструктивного выхода).
Психопатология повседневности
Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Панина Е.А. - Типы отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжей c. 65-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23735

Аннотация: В статье излагаются результаты исследования, предметом которого выступило смысловое отношение к взяточничеству (взятке) у школьников и учащихся колледжа. Смысловое отношение к взяточничеству (взятке) определяется как устойчивое целесредственное психологическое отношение субъекта, в котором взятка презентируется в его сознании как занимающая место средства (или цели) в реализации субъектом тех или иных потребностей и ценностей. По ведущему содержанию трактовок взяточничества установлены типы отношения: Противоправное деяние, Деловая экономическая сделка, Аморальное поведение. Рассмотрено содержание компонентов каждого из типов отношения у школьников и учащихся колледжа. Предложены эмпирические критерии полноты осознания, структурированности и сформированности отношения к взяточничеству. Показано, что каждый из типов отношения к взяточничеству у учащихся колледжа по сравнению со школьниками является более осознанным и структурированным. С учетом полноты осознания и структуры установленных типов отношения показана их дифференциация по сформированности у школьников и учащихся колледжа. Методами исследования вступили: опрос (авторская анкета), контент-анализ открытых вопросов анкеты, тестирование, методы статистической обработки данных. Новизна результатов исследования усматривается в изучении и установлении типов отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжа, в рассмотрении на базе концепции отношений В. Мясищева вопроса о сформированности отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжа, в установлении эмпирических критериев сформированности изучаемого отношения. Полученные результаты могут найти применение в практике антикоррупционного воспитания молодежи, получающей довузовское образование.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.