Электронный журнал Психолог - №4 за 2016 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 01-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Профессиональная психология
Рысёв Н.Ю. - Стратегии интерперсонального влияющего поведения c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20107

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются классификации стратегий переговоров и поведения в конфликтах. Автор рассматривает классификацию R.E. Walton и R.B. McKersie интегративных и распределительных переговоров; классификацию К. Томаса (соперничество, приспособление, компромисс, кооперация и избегание); модель двойной заботы Д. Пруитта; этиологию конфликтующих культур M.I. Gelfand, L.M. Leslie и Keller K.M.; пять уровней установок на взаимодействие Е.В. Доценко. После детального и подробного анализа существующих концепций предлагается авторская классификация интерперсонального влияющего поведения. Данная классификация, по мнению автора, имеет как важное теоретическое, так и практическое значение. Методы, которые использует автор во время своего исследования: анализ литературы, синтез существующих концепций, применение классификации. Научная новизна исследования заключается в том, что автор предлагает собственную классификацию стратегий интерперсонального влияющего поведения: событиё, сотрудничество, компромисс, манипуляция, соперничество, доминирование, служение, приспособление, переключение, бездействие. Данная классификация создается на основании двух критериев – отношение к оппоненту и учет интересов: 1. отношение к оппоненту как к субъекту или как к объекту, 2. учет общих интересов; учет и своих, и чужих интересов; учет только своих интересов; учет только чужих интересов; отсутствие учета и своих, и чужих интересов. Стратегии интерперсонального влияющего поведения могут быть применены в широком спектре ситуаций ведения переговоров и разрешения конфликтов.
Социальные страсти
Овруцкий А.В. - Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19631

Аннотация: Целью статьи является раскрытие понятий «репутация», «репутационный дискурс», «репутационный ущерб». Раскрыты социально-психологические, экономические, культурологические, юридические и социологические аспекты репутации. Репутация рассматривается, таким образом, как междисциплинарное понятие, специфический феномен профессиональных коммуникативных практик, главной из которых являются практики связей с общественностью. Мы исходим из понимания, что репутация является бинарным феноменом. С одной стороны, – это нематериальный, психолого-экономический ресурс, позволяющий объектам репутации (организация, персона, страна, конкретные социальные группы) конвертировать эмоциональные паттерны стейкхолдеров – влияющие на репутацию социальные группы – в экономические блага (конкурентоспособность, брендовая премия, готовность к обмену, лояльность и т.д.). С другой, стейкхолдеры являются носителями репутационных представлений, здесь репутация становится социально-перцептивным феноменом, одним из видов социальных представлений. Иными словами, репутация как ресурс локализована в объектах репутационного менеджмента, а ее репрезентация – в индивидуальном и массовом сознании стейкхолдеров в форме социального представления. Здесь социальные представления отражают произвольно сконструированную посредством системы текстов часть социальной действительности. Проанализировано понятие «репутационный ущерб», система текстов, созданных для нанесения репутационного ущерба обозначена как компрометационный дискурс. Представлены две концепции восстановления репутации в ситуации репутационного ущерба – модель У. Бенуа и модель М. Вебера, Ш. Ериксона и М. Стоуна. Предложена авторская стратегия предвосхищения репутационного ущерба, проиллюстрированная актуальным медийным примером. Методологической основой исследования выступила концепция социальных представлений, в рамках которой системные компоненты индивидуального и массового сознания предстают как социальные представления, структурно состоящие из поля информации, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Для анализа системы текстов использован дискурсивный подход, в рамках которого формирующие и влияющие на репутацию тексты объединены в систему, и характеризуются произвольностью, диалогичностью и интенциональностью. Структурно социальные представления изоморфны репутационному дискурсу, поэтому его анализ (структурный, функциональный) позволяет говорить о самой репутации. Теоретический и практический материал призван повысить эффективность профессиональных коммуникативных практик связей с общественностью. Сделан вывод, что теоретические изыскания последних лет и накопление эмпирического материала по тематике «репутация», свидетельствуют как о социальном запросе на разработку репутационной теории, так и о формировании специфического теоретического междисциплинарного подхода к профессиональным медийным коммуникативным практикам.
Философия и психология
Майков В.В. - Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность c. 19-42

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19579

Аннотация: Предметом исследования являются общегуманитарные истоки психотерапии. Ставится вопрос о том, что в культуре играло роль психотерапии до появления психотерапии в XIX-м в. Рассматривается генезис современной психотерапии, истоки которой можно проследить в древних практиках «заботы о душе». Формулируется задача найти наиболее устойчивые и развитые такие практики и понять, как и почему они работают. Предварительной основой исследования был анализ работы всемирно известных психотерапевтов и их высказываний о сущности психотерапии. Метод и методология исследования основаны на генеалогическом подходе М. Фуко, идеях психотопологии М. К. Мамардашвили, и авторском развитии «компьютерной метафоры» и картографии «путешествия героя». Основными выводами проведенного исследования являются: предварительная типология исторических субъектов, с которой соотнесены базовые практики «заботы о душе». Полученные результаты дают новые возможности понимания истоков и сущности современной психотерапии с точки зрения современных гуманитарных наук, прежде всего, психологии, антропологии и философии. Введено и описано понятие «изначальной психотерапии» и 12 древних практик заботы о душе, показано, как эти практики присутствуют в современных популярных направлениях духовно-ориентированной психологии и психотерапии.
Интеллектуальные игры
Смолко С.А. - Стратегии принятия управленческих решений на примере выработки групповых решений в бизнес-симуляции c. 43-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19838

Аннотация: Основной акцент статьи – групповые решения в управленческой деятельности. Малая группа рассматривается в русле концепции К. Вика как носитель «коллективного разума». Такая позиция позволяет соотносить результаты выработки групповых решений с усредненными характеристиками участников группы. Принятие решений в группе анализируется с точки зрения процессов переработки информации, обмена знаниями в малой группе и организации в целом, влияния на успешность решения группы разнородности состава ее участников, ролевой гибкости группы в ситуации изменений. Одной из форм организации решения проблемных задач в группах являются деловые игры, в том числе управленческие. В теоретическом обзоре приведена классификация деловых игр и их основные характеристики. Эмпирическое исследование построено на моделировании управленческой деятельности при помощи деловой игры, которая имитирует ситуацию управления предприятием с топ-уровня. Участники (выборка 548 руководителей среднего звена) объединялись в малые группы по 5-6 человек и принимали управленческие решения в слабо структурированной ситуации при ограниченном времени на принятие решения. Всего было образовано 66 групп. Научная новизна работы состоит в исследовании стратегий принятия решений руководителями в условиях, близко моделирующих их реальную деятельность и позволяющих исследовать принятие как операционных, так и прогностических управленческих решений. Для анализа и проверки гипотезы использовались результаты групповых решений, которые были оформлены как выходные характеристики игровых компаний, направленные на удовлетворение условных акционеров и потенциальных инвесторов. Гипотеза о том, что для групповых управленческих решений, связанных с ведением бизнеса в условиях конкуренции, характерно наличие различных стратегий: ориентация на быстрый финансовый результат «здесь и сейчас»; ориентация на решение текущих проблем операционной деятельности; ориентация в решениях на долгосрочное развитие компании, была подтверждена.
Мотивация и духовность личности
Шантырь Е.Е. - Авторитет личности классного руководителя c. 54-66

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19723

Аннотация: В данной статье раскрываются психологические основы роста авторитета личности классного руководителя. Они включают в себя, прежде всего, формирование нового мировоззрения к окружающему миру и, в частности, к должности классного руководителя, чья деятельность должна осуществляться с учетом половой принадлежности детей и подростков. Основной смысл этого мировоззрения – это выбор нового отношения к себе и к конкретной школьной ситуации с целью развития новых личностных качеств ученика, а не борьба с его недостатками и их устранение. При этом деятельность классного руководителя, как и других школьных специалистов, должна строиться на базе адекватных и кратких интерпретаций основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования: обучение, воспитание, классный руководитель, личность и некоторых других. Именно однозначность и краткость, а значит энергийность, согласно интегративной психологии, основных понятий и терминов, и создают ту психологическую предпосылку, которая необходима для решения конкретных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Методология исследования данной работы основана на творческом подходе при разработке научных аспектов данного исследования и включает в себя общенаучные методы теоретического познания: сравнение и аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и конструирование и т.д. Научная новизна заключается в психологической концепции деятельности классного руководителя и интерпретации основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере школьного образования и психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, школьным учителям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Индивид и личность
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. - Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности c. 67-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20087

Аннотация: Предметом представленного в статье исследования выступило использование сценарного подхода при проектировании психологической безопасности личности. В ходе исследования реализована экстраполяция возможностей сценарного подхода, разработанного на проблемном материале экономической и политической сфер, на практику содействия субъекту в обеспечении своей психологической безопасности. Сценарный подход к построению психологической безопасности личности определен авторами в качестве методологического средства, поддерживающего создание будущего, отвечающего ее требованиям, на основе выявления и специальной организации событий, значимых с этой точки зрения для человека, путей и ресурсов их развития. Представленные материалы основываются на результатах применения базовых теоретических методов научного исследования, включая анализ и синтез, аналогию, перенос, обобщение. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в предложенной трактовке сценарного подхода в контексте проблематики построения психологической безопасности личности, в обозначении этапов использования сценарного подхода, его преимуществ и ограничений для самообеспечения психологической безопасности, в анализе возможностей использования для этого ряда методов (методов двух осей, ветвей и конуса достоверности) сценарного подхода. Сделан вывод о целесообразности использования сценарного подхода для содействия самообеспечению психологической безопасности личности.
Личностный рост
Милова Ю.В. - Значение лжи для личностного здоровья и личностной патологии c. 79-85

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19919

Аннотация: Предметом исследования является личностное здоровье и личностная патология. Рассматриваются такие аспекты личностного здоровья как истинные мотивы, включающие мотивы присвоения (физиологические и безопасности и защиты) и мотивы отдачи (принадлежности и бытийной любви, познавательные, уважения и самоуважения, эстетические, справедливости, самоактуализации), а также смысл созидания. Личностная патология включает такие патологические мотивы как мотивы власти, зависимости, тщеславия и дефицитарной любви, минимизации усилий, потребления и патологической безопасности, а также смысл потребления/разрушения. Методы исследования: теоретический анализ, анализ и обобщение литературы, опрос, методы математической статистики: корреляционный анализ, факторный анализ Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в нем достоверные прямые связи между некоторыми видами лжи и рядом составляющих личностной патологии, а также обратные связи между ложью и личностным здоровьем. Выявлена обратная связь между мотивом одобрения и ложью. Выделены факторы личностного здоровья «Самоактуализация», «Признание», «Честность», «Близость», факторы личностной патологии «Сознательное искажение истины», «Дефицитарная любовь», «Отвержение нового», «Власть», промежуточные факторы «Неосознанное искажение истины» и «Присвоение». Научная новизна заключается в сделанном автором выводе о том, что ложь является главным фактором личностной патологии и выступает препятствием для развития личностного здоровья в качестве защитного механизма, мешающего субъекту осознать неудовлетворенность своих истинных потребностей. В авторском подходе личностное здоровье означает отражение действительности такой, какая она есть, осознание своих истинных потребностей и стремление к их удовлетворению. Личностная патология, напротив, базируется на искаженном отражении реальности, неосознанности истинных потребностей, их неудовлетворенности и замещении патологическими мотивами.
Спектр эмоциональных переживаний
Болдырева Т.А., Щербинина О.А. - Психологическая детерминация моббинга в подростковых группах c. 86-101

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19630

Аннотация: Подробно рассмотрены и проанализированы с позиций их объяснительной ценности и прогностической эффективности современные концепции моббинга: психоэнергетическая, социального научения, фрустрационная. Выделены противоречия в названных теориях, предложены пути их разрешения за счет выявления психологических детерминант возникновения моббинга как социально-психологического явления, что, в свою очередь, и выступило в качестве теоретического основания эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на выборке из 124 подростков общеобразовательных школ, в которых были зарегистрированы случаи моббинга. Использованы опросный и проективный методы исследования. Проведен сравнительный анализ профилей самоотношения у подростков, обучающихся в учебных коллективах, в которых имели место явления моббинга. Использованы психодиагностические методики: «Методика исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева и «Тест руки» Э. Вагнера. Предметом – явилась взаимосвязь профиля самоотношения подростков с их агрессивностью. Посредством корреляционного анализа выявлены те элементы самоотношения, которые детерминируют разные типы агрессивных проявлений подростка, составляющих поведенческую модель в моббинге и могут рассматриваться в качестве прогностических признаков как инициации моббинга, так и выбора активной или пассивной позиции в процессе моббинга. Выявлено, что на уровень и характер агрессивности оказывают влияние четыре основных параметра самоотношения: закрытость, саморуководство, внутренняя конфликтность, самопринятие; выделены типы профилей самоотношения у подростков, принимавших участие в моббинге или занимающих нейтральную позицию. Результаты исследования позволяют конкретизировать содержание первичной и вторичной профилактики моббинга в подростковых группах.
Психология и педагогика
Сенницкая Е.В. - Управление вниманием аудитории с помощью объектно-иерархического метода моделирования и дозирования информации (на примере учебного занятия) c. 102-114

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19908

Аннотация: Объектом исследования является внимание школьников и студентов колледжа при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме, как зависит внимание слушателя от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать рассеивания внимания и нарушения дисциплины, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Ещё одна задача заключается в разработке несложного метода вычисления количества вербальной информации, который может послужить инструментом моделирования учебного занятия. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 1, 3, 5, 6 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и аудиозаписи отмечалось изменение внимания испытуемых. Результатом данного исследования стал вывод, что в случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт менее чем 3 или более чем 5 предметных, у слушателей наблюдается рассеивание внимания и нарушение дисциплины. В случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт 3–5 предметных, удаётся поддерживать дисциплину на всём протяжении урока при условии, что урок представляет собой иерархическую структуру из 4–5 ветвей с глубиной 3–5 ступеней иерархии. Выводы исследования могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии.
Психология развития
Щербинина О.А., Игнатова Т.Н. - Роль материнского отношения к подростку в структуре переживания им одиночества c. 115-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19898

Аннотация: На основе обзора актуальных эмпирических исследований авторами подробно анализируются и уточняются роль и значение родительского отношения к подросткам в формировании и развитии у них основных психических новообразований и в решении ими важнейших психологических задач своего возраста. При характеристике содержательных особенностей данного этапа онтогенеза человека особое внимание уделяется субъективно переживаемому подростками одиночеству. Акцентируется внимание на противоречивых толкованиях данного феномена в современной научной литературе и дается теоретическое обоснование эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на выборке из 56 подростков-учащихся гимназии. Осуществлен анализ взаимосвязи субъективного переживания одиночества подростками, отношения к ним отца и матери и качества их социально-психологической адаптации. Использованы психодиагностические методики: «Шкала субъективного переживания одиночества» (СПО) С.В. Духновского; «Подростки о родителях» (ПоР) Е. Шафера в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) Роджерса-Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой. Основные выводы проведенного исследования: субъективное переживание одиночества подростком в диапазоне средних значений является нормативным, связано с рефлексией подростка и выражает возрастную тенденцию; материнское отношение к подростку опосредует связь субъективного переживания им одиночества и качества его социально-психологической адаптации; субъективное переживание одиночества подростком коррелирует с Враждебностью и Непоследовательностью материнского отношения к нему; качество социально-психологической адаптации подростка коррелирует с Директивностью и Позитивным интересом материнского отношения к нему. Полученные результаты позволяют определить направления дальнейших эмпирических исследований с целью проверки возможности использования субъективно переживаемого подростком одиночества как индикатор его неблагополучия, рисков отклоняющегося поведения при условии уточнения качественных и количественных характеристик СПО в их взаимосвязи с характеристиками социальной ситуации развития подростка.
Психопатология повседневности
Киреева О.В., Демин А.Н. - Когнитивный и эмоциональный компоненты отношения человека к кредитам c. 126-139

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20092

Аннотация: В статье рассматриваются когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к кредитам. Когнитивный компонент отношения к кредитам изучается через представления о рисках и ресурсах, которые ожидает личность от кредитования, а эмоциональный компонент анализируется через базовые эмоции, которые испытывает личность на разных этапах кредитования. Кредитование рассматривается как последовательность следующих действий заемщика: принятие решения взять кредит в банке, выбор банка и условий кредитования, получение одобрения на кредитование, выплата долга и процентов по кредитному договору. Особое значение в исследовании придается случаям невозврата долга и процентов по кредиту, то есть этапу персонального дефолта. Исследование представления о кредитовании и спектра переживаний потенциальных и реальных заемщиков осуществлялось с помощью качественно-количественных методик. В рамках изучения когнитивного компонента отношения к кредитованию по содержанию личностных смыслов выделены: нормативные заёмщики, вынужденные заёмщики, заемщики-гедонисты, заемщики, воспринимающие кредитование как риски и угрозы, заемщики с амбивалентным отношением к кредитам. В рамках изучения эмоционального компонента установлено, что на четырёх этапах кредитного поведения преобладает эмоция интереса, а на этапе персонального дефолта добавляются горе, вина, страх. Следовательно, кредитное поведение содержит в себе риск психологического кризиса.
Психология чрезвычайных ситуаций
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И. - Экстремистская направленность личности: теоретические и практические проблемы исследования c. 140-153

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19962

Аннотация: Предметом исследования является экстремистская направленность личности, которая рассматривается через ее компоненты — ценностно–мотивационные, эмоционально–оценочные, когнитивные и поведенческие. В центре исследования находится проблема разработки методологических оснований изучения экстремистской направленности личности, возможности ее предикции. Цель работы — изучение потенциальной экстремистской направленности молодежи, под которой понимается предполагаемая, декларируемая возможность/готовность студента стать участником экстремистской деятельности при определенных обстоятельствах (соответствующая среда или эксквизитная ситуация). Выявление личностных предикторов потенциального экстремизма молодежи осуществляется через решение задач исследования по анализу когнитивных, ценностно–мотивационных, эмоционально–оценочных и поведенческих компонентов потенциальной экстремистской направленности личности, а также гендерных различий в декларировании готовности к экстремизму. Методами исследования выступают: Тест «Культурно–ценностный дифференциал» Г.У. Солдатовой (1998), Тест самодетерминации личности Б. Шелдона (в адаптации и модификации Е.Н. Осина, 2011), Опросник «Мини-мульт» в адаптации В.П. Зайцева, Тест «Диагностики мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман, 1990) и Авторская анкета определения экстремистской направленности личности (год). Обработка данных осуществлялась с помощью частотного и факторного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 6.0. В результате эмпирического исследования было раскрыто содержание компонентов экстремистской направленности (основные смыслы), определены мотивы потенциальной экстремистской направленности студентов, определены личностные особенности студентов, декларирующих потенциальную готовность участия в экстремистской организации. Делается вывод о том, что найденные закономерности отражают внутриличностные противоречия, поиски способов самореализации и жизнеосуществления молодого человека в современном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.